Почему
законы должны быть справедливыми? Как они связаны с правом? Насколько
справедливы формы выражения права? Опираясь на высказывание всемирно известного
древнеримского философа и политика Цицерона, попытаюсь это осмыслить.
На мой
взгляд, в основу своего высказывания Цицерон ставит проблему несоответствия
законов мере справедливости. И сегодня, в условиях происшествия двух революций
в праве (антифеодальной и антитоталитарной), эта проблема становится особенно
актуальной. Трудно не согласиться с автором в том, что законы, как формы
выражения права, должны воплощать в себе и нормативную и естественную, гуманистическую
сущность права.
В
современном обществе существует несколько подходов к пониманию права, это
необходимо для более глубокого изучения, поиска истины. Одним из них, возникшим
при появлении государства, стал нормативный подход. Он включает в себя понятие
права как общеобязательное, опирающееся на принудительную силу государства
юридическое правило. При этом право воспринимается не как "мера свободы и
справедливости"(И.Кант), интересы государства ставятся выше личностных.
Игнорирование гуманистической стороны невозможно в демографическом обществе,
нормативное право не существует как таковое в современном мире. Его тесная
взаимосвязь с естественным правом находит отражение в таких документах, как
Всеобщая декларация прав человека (декабрь 1948), Конституция РФ (1993),и других,
о которых мы знаем из курса истории и географии.
Первоосновой,
источником права служат идеи гуманизма, свободы, справедливости. Мне близка
мысль автора о том, что сама суть права - в справедливости, и несправедливые
законы не являются формой выражения естественного права, то есть воли людей.
Подтверждением
единства позитивного и естественного права послужит пример принятия
"Русской Правды" Ярослава Мудрого, которая, как мы знаем, затрагивала
такой аспект, как кровная месть. Социальным идеалам того времени уже
соответствовал запрет на подобное деяние.
Из
историко-географического курса образования мы знаем о создании ООН в 1945 году,
служащей для поддержания международного мира и безопасности, что, безусловно,
действует в интересах человека (и как личности).
Удивительным
примером служат судебные решения, которые принимаются не с точки зрения
действующего закона, а, в первую очередь, с точки зрения справедливости.
Таким
образом, хочу подчеркнуть, что правовые акты, принимаемые в государстве, должны
нести в себе сущность справедливости, свободы и гуманизма. Это необходимо для
постоянного, систематизированного функционирования государства, а интересы
личности должны быть в высшей ценности, и тогда право сохранит свою
преимущественную позицию.