Нельзя не
согласиться с высказыванием немецкого философа Г. Гегеля о том, что
нравственность - это разум воли. Ведь именно нравственные категории, такие как
добро, зло, справедливость, долг, совесть, регулируют поведение людей в
обществе и отношения между ними. Нравственные категории создают определённые
правила, которым следует общество. Перед тем как принять решение, каждый из нас
думает о последствиях, о том, как бы поступил в этом случае высоконравственный
человек. Разум воли представляет собой психическую функцию, заключающуюся в
способности индивида к сознательному управлению своими поступками и выражающую
высший тип мыслительной деятельности. Другими словами, разум воли - это
осознанное желание, побуждающее к действиям.
К
примеру, в произведении А.С.Пушкина "Станционный смотритель" дочь
Самсона Вырина проявила себя как безнравственный человек. Она бросила отца - старика
одного, который вскоре умер от горя. Разум Дуни не давал ей покоя, и она решила
навестить отца, понимая, что нарушила нравственные нормы. Но оказалось поздно.
Посмотрев
на проблему с другой стороны, мы видим, что происходит, когда разум
"затуманен" - люди забывают о нравственности.
В романе
"Капитанская дочка" Пушкин повествует нам о высоконравственном герое,
знающем чувства долга, чести и справедливости, Петре Андреевиче Гриневе. Он,
следуя принятым в обществе нормам поведения, принимает вызов на дуэль. Петр
Андреевич решает проучить безнравственного Швабрина за оскорбление девушки.
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что нравственность регулирует поведение
людей в обществе, определяет, что хорошо, что плохо, чтобы упорядочить
отношения индивида и общества.