Огромный
простор для размышлений открывает высказывание А.Н. Леонтьева о социализации
человека. Проблема, поднятая автором, является актуальной в современном мире,
поскольку сейчас, в связи с ускорившимся ритмом жизни, необходимость в
понимании своего места в жизни возросла. Смысл высказывания А.Н. Леонтьева я
вижу в том, что разница между знанием и самосознанием заключается в различном
временном этапе их формирования: процесс постижения знаний начинается
практически с самого рождения, в то время как самосознание приходит значительно
позже в результате процесса социализации и самореализации.
Не могу
не согласиться с мнением автора. Для того, чтобы доказать свою точку зрения
приведу ряд аргументов. Для начала, что же такое самосознание? Самосознание –
это образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости. Оно
становится возможным лишь в процессе самопознания, то есть процесса познания
собственного «я», его специфики и границ, его предрасположения и способностей.
Но все вышесказанное в свою очередь является результатом социализации личности
– процесса усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и
социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Самосознание тем и отличается от простых знаний, что складывается в результате
длительного процесса становления личности.
Можно
привести простой пример. Ребенок уже в детстве начинает познавать мир,
чувствовать, говорить. Он накапливает первые знания о том, как устроена жизнь
на земле. Лишь с возрастом у него появляется необходимость в том, чтобы
показать себя окружающим людям, в осознании своего предназначения.
Если
обратиться к литературе, то можно вспомнить роман Л.Н. Толстого “Война и мир”,
в котором один из героев, Пьер Безухов, проделал огромный путь до обретения
своего смысла жизни и места в ней. Он посещал светские вечера, был членом масонского
общества и даже побывал на войне. Результатом всех нравственных исканий стало
становление Пьера как личности.
Подводя
итог, можно сделать вывод, что самосознание формируется много позже обычных
знаний, что точно передал в своем изречении А.Н. Леонтьев.
"Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве… Другое дело – самосознание, осознание своего "я". Оно есть результат, продукт становления человека как личности" (А.Н. Леонтьев)
"Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве… Другое дело – самосознание, осознание своего "я". Оно есть результат, продукт становления человека как личности" (А.Н. Леонтьев)
Суть данной цитаты в том, что человек
начинает развиваться как личность, только тогда, когда сможет анализировать
свои поступки и действия.
Из курса обществознания нам известно, что
люди рождаются индивидами - единичными представителеми человеческого рода.
Личностью - человеком, с его индивилаульно-выраженными и
социально-обусловлнными качествами, которые определяют его включенность в
социальные отношения и формируются в процессе совместной деятельности - они
становятся позже, не сразу при рождении. Человек начинает процесс социализации,
чтобы стать личностью. И именно здесь важно понимание и осознание своего
"я". Это начало становления личности. За сам осознанием следует
присущие только людям самоконтроль и самообразование, в целях развития себя.
Так на примере своего социального опыта я
могу привести пример осознании своего " Я" у маленьких детей. Мой
младший брат начал узнавать себя в зеркале в возрасте восьми месяцев, и с
течением времени он, указывая на свое отражение, называл свое же имя.
Следовательно, он отличал себя от остальных людей, в этом и проявляется
осознание своего "я".
Однако в отсутствие других людей
самоидентификация не происходит совсем. Так, например, известный случай с
сёстрами Амалой и Камалой, которые были вскормлены волками, а затем найдены
людьми. Их пытались учить, но процесс социализации начался слишком поздно и
девочки, к сожалению, стать личностями не смогли.
Таким образом, осознание своего "я"
это неотъемлемая часть становления личности.