Поиск

"Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве… Другое дело – самосознание, осознание своего "я". Оно есть результат, продукт становления человека как личности" (А.Н. Леонтьев)


Огромный простор для размышлений открывает высказывание А.Н. Леонтьева о социализации человека. Проблема, поднятая автором, является актуальной в современном мире, поскольку сейчас, в связи с ускорившимся ритмом жизни, необходимость в понимании своего места в жизни возросла. Смысл высказывания А.Н. Леонтьева я вижу в том, что разница между знанием и самосознанием заключается в различном временном этапе их формирования: процесс постижения знаний начинается практически с самого рождения, в то время как самосознание приходит значительно позже в результате процесса социализации и самореализации.
Не могу не согласиться с мнением автора. Для того, чтобы доказать свою точку зрения приведу ряд аргументов. Для начала, что же такое самосознание? Самосознание – это образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости. Оно становится возможным лишь в процессе самопознания, то есть процесса познания собственного «я», его специфики и границ, его предрасположения и способностей. Но все вышесказанное в свою очередь является результатом социализации личности – процесса усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Самосознание тем и отличается от простых знаний, что складывается в результате длительного процесса становления личности.
Можно привести простой пример. Ребенок уже в детстве начинает познавать мир, чувствовать, говорить. Он накапливает первые знания о том, как устроена жизнь на земле. Лишь с возрастом у него появляется необходимость в том, чтобы показать себя окружающим людям, в осознании своего предназначения.
Если обратиться к литературе, то можно вспомнить роман Л.Н. Толстого “Война и мир”, в котором один из героев, Пьер Безухов, проделал огромный путь до обретения своего смысла жизни и места в ней. Он посещал светские вечера, был членом масонского общества и даже побывал на войне. Результатом всех нравственных исканий стало становление Пьера как личности.
Подводя итог, можно сделать вывод, что самосознание формируется много позже обычных знаний, что точно передал в своем изречении А.Н. Леонтьев.

"Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве… Другое дело – самосознание, осознание своего "я". Оно есть результат, продукт становления человека как личности" (А.Н. Леонтьев)


Суть данной цитаты в том, что человек начинает развиваться как личность, только тогда, когда сможет анализировать свои поступки и действия.
Из курса обществознания нам известно, что люди рождаются индивидами - единичными представителеми человеческого рода. Личностью - человеком, с его индивилаульно-выраженными и социально-обусловлнными качествами, которые определяют его включенность в социальные отношения и формируются в процессе совместной деятельности - они становятся позже, не сразу при рождении. Человек начинает процесс социализации, чтобы стать личностью. И именно здесь важно понимание и осознание своего "я". Это начало становления личности. За сам осознанием следует присущие только людям самоконтроль и самообразование, в целях развития себя.
Так на примере своего социального опыта я могу привести пример осознании своего " Я" у маленьких детей. Мой младший брат начал узнавать себя в зеркале в возрасте восьми месяцев, и с течением времени он, указывая на свое отражение, называл свое же имя. Следовательно, он отличал себя от остальных людей, в этом и проявляется осознание своего "я".
Однако в отсутствие других людей самоидентификация не происходит совсем. Так, например, известный случай с сёстрами Амалой и Камалой, которые были вскормлены волками, а затем найдены людьми. Их пытались учить, но процесс социализации начался слишком поздно и девочки, к сожалению, стать личностями не смогли.
Таким образом, осознание своего "я" это неотъемлемая часть становления личности.