Высказывание
китайского философа поднимает проблему возникновения закона, правотворчества в
целом. В правоведении вопрос является актуальным всегда, так как в любую
историческую эпоху перед властью стоит задача рационального управления
обществом при помощи права, но порой власть стремится к полному подчинению
общества государства и происходит это зачастую с увеличением числа законов.
Смысл
высказывания заключается в том, что бюрократизация, всесторонний контроль и
излишне большое количество законов приводит к катастрофам в государстве.
Полностью
поддерживаю точку зрения китайского философа. Тотальный контроль государства
огромным числом ограничений приводит к недовольству и волнениям в обществе.
Что
подразумевает собой необходимость увеличения количества законов? Это значит,
что государство хочет подчинить себе общество, что власть теряет контроль над
гражданами. Причин может быть больше, но все это является следствием кризиса во
властных структурах. А решение проблемы таким путем приведет лишь к негативным
последствиям.
Ситуация,
когда государство указами сковывало все общество, была характерна для первых
лет советской власти. Идеологический контроль вкупе с четкой социальной и
экономической регламентацией жизни (политика военного коммунизма) привели к
многочисленным бунтам и восстаниям.
Красноречивым
аргументы служит и ситуация в Германии после прихода к власти националистов.
Установив жесткую идеологию, утвердив абсолютный диктат государства, власть,
таким образом, сама обрекла себя на поражение. Еще до начала второй Мировой
войны внутри страны стали проявляться социальные проблемы, вызванные
злоупотреблением властью государственными служащими. Пытки немцев в гестапо,
эмиграция из страны - как итог чрезмерного контроля государства.
Тезис Лао
Цзы оказался верным. Стоит государству ступить на путь увеличения ненужных
законов и указов, оно обрекает себя на крах. Социальные проблемы сразу проявят
себя, общество взбунтуется против лишнего контроля.