Данное высказывание советского психолога Б. Г. Ананьева относится к
области социологии и затрагивает проблему социализации личности. Смысл
высказывания я вижу в том, что индивид, не прошедший социализацию, не сможет
стать полноценным участником общественных отношений.
Обратимся к понятию термина "индивид". Индивид - это
конкретный представитель человеческого рода. При рождении человек обладает
индивидуальными качествами: цвет кожи, волос, разрез глаз, особенности
поведения, то есть определенными биологическими признаками. Но человек -
биосоциальное существо. Невозможно быть полноценным человеком, обладая только
биологическими признаками. В таком случае, человек бы ничем не отличался от
животного. Социальная сущность человека проявляется и развивается в процессе,
который получил название "социализация". Социализация – процесс
усвоения индивидом норм, принятых в обществе. В процессе социализации человек
приобщается к обществу, становится личностью, т.е. результатом сознательной деятельности
субъекта, обладающим волей, сознанием, способностью и готовностью к общественно
полезному труду. Процесс социализации длится в течение всей жизни человека.
Важную роль в нем играют агенты социализации, т.е. социальные институты,
которые способствуют социализации индивида. Выделяют агентов первичной и
вторичной социализации. В первом случае, например, семья, друзья, учителя,
тренеры и так далее, во втором - работники СМИ, администрация школы, армии,
полиции, церкви, лидеры политических партий и так далее. А что произойдет, если
индивид не пройдет стадию социализации?
Истории известны многие случаи, когда индивид не становился личностью. В
качестве примера можно привести факт существования детей - маугли. Например, в
90е годы прошлого века в Ростове-на-Дону была найдена девочка по имени Наташа,
которая была абсолютно не адаптирована к социальной жизни. Дело в том, что она
росла в многодетной семье, где ей не уделяли никакого внимания; девочку
воспитывала собака. Когда её нашли, она не умела
разговаривать, у нее были собачьи повадки: Наташа ходила на четвереньках, ела
руками, гавкала. Это яркий пример, доказывающий справедливость суждения автора.
Не каждый человек может стать личностью, это требует больших усилий и желания.
Другой пример - роман Д. Дефо "Робинзон Крузо". Главный герой,
несмотря на многолетнюю изоляцию от внешнего мира, цивилизованного общества,
остался личностью. Его спасло то, что он прошёл процесс социализации и сумел
использовать все те навыки, которые она ему дала, чтобы подчинить себе природу
на острове. Робинзон всё время трудился, что-то строил, вёл дневник, в общем,
занимался физической и умственной деятельностью.
Таким образом, я полностью согласна с мнением Ананьева. В процессе
становления личности важное значение играет социализация. Не каждый человек
становится личностью. Это долгий и сложный процесс, и некоторые люди
оказываются не в состоянии пройти его и стать полноценным человеком.
"Начало личности наступает намного позже,
чем начало индивида" (Б.Г.Ананьев)
Автор в своем высказывании говорит о том, что, рождаясь, человек не
сразу становиться личностью. А он становится ею, пройдя определенные ступени
жизни. В физиологии человека все уже заложено, и перепрыгнуть через
определенную ступень развития мы не можем. И с этим нельзя не согласиться.
Личность – это социальное свойство индивида, которое он получил при
взаимодействии с другими людьми, а индивид - это единичный представитель
человека разумного. Об этом рассуждали и многие известные люди.
Проблема становления личности затрагивалась великими писателями. В своей
трилогии “Детство. Отрочество. Юность”. Л.Н. Толстой рассказывает о
совершенствовании мальчика в процессе взросления. В детстве ему казалось
смешным дразнить мальчика, привязывать его вверх ногами. Но спустя много лет он
понял, насколько безжалостным и даже безнравственным было его поведение.
Но при особых обстоятельствах дети рано начинают взрослеть. А в связи с
этим этапы становления личности проходят быстрее, но они не исчезают совсем.
Война забирает у людей все, в том числе и детство. В годы Великой Отечественной
Войны дети уже в семь-десять лет становились за станки и работали, как
взрослые. А иногда и действовать приходилось по-взрослому. Но в этом нет ничего
хорошего.
Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что все в нашей жизни
должно происходить постепенно, и мы не должны торопить события.
В своем высказывании автор поднимает проблему социализации личности.
Смысл его высказывания я вижу в том, что человек, не прошедший социализацию, не
сможет стать полноценным участником общественных отношений. Эта проблема
актуальна.
"Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида" (Б.Г. Ананьев)
"Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида" (Б.Г. Ананьев)
"Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида" (Б.Г. Ананьев)
"Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида" (Б.Г. Ананьев)
"Начало личности наступает намного позже,
чем начало индивида" (Б.Г. Ананьев)
В своём высказывании известный советский психолог Б. Г. Ананьев обращает
наше внимание на то, что процесс становления личности не присуждён индивиду с
рождения, а происходит со временем в процессе социализации.
Автор был прав, утверждая, что процесс формирования личности - явление,
происходящее со временем. Личность - набор всех социально значимых качеств,
формируемых у человека в процессе социализации. Обращаю внимание на то, что эти
качества именно социально значимые, которые формируются именно в социуме -
среде становления тих качеств.
Ярким примером отсутствия таких качеств являются
"дети-маугли", выросшие в условиях социальной изоляции. Эти дети,
жившие вне контакта с людьми с раннего возраста, не имеют опыта социального
поведения и общения. Такие дети не являются личностями, так как они не имеют
социальных качеств, и реабилитация таких детей крайне сложна. Безусловно, они
являются индивидами - единичными представителями человеческого рода, но назвать
их личностями невозможно. Этот пример показывает, насколько важным для развития
ребёнка являются первые годы его жизни и опыт социального поведения и общения.
Другим примером становления личности является ребёнок, который с
рождения отдан в детский дом. Личность такого ребёнка формируется путём
накапливания действий и качеств его сверстников (чаще всего именно плохих
качеств). Известно много различных случаев, когда выходцы из детских домов
совершают какие-то правонарушения или даже преступления. А всё это происходит
потому, что воспитанием таких детей по-большому счёту никто не занимается.
Поведение таких личностей зачастую имеет асоциальный характер. Этот пример
иллюстрирует необходимость семьи в формировании личности.
Подводя итог, мне хотелось бы обобщить то, что становление личности
происходит с течением времени в социуме. Также в формировании личности
необходимо не просто "общество", а в первую очередь семья, которая
направит в правильное русло качества своего ребёнка.
"Начало личности наступает намного позже,
чем начало индивида" (Б. Г. Ананьев)
Я согласен с мнением Б. Г. Ананьева. Индивид - это отдельно взятый
представитель всего человеческого рода. Например, новорожденный человек. Он не
обладает языком, коммуникативными навыками, а, следовательно, не может
самостоятельно жить в обществе. Социализация — процесс усвоения индивидом
образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей,
знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Что
произойдет, если индивид не пройдет стадию социализации? Ярким примером может
послужить произведение Р. Киплинга «Маугли». Без влияния социума в процессе
социализации он не стал личностью.
Личность - это совокупность особенных черт человека, которые образуются
из общественного, внутреннего и внешнего развития человека. Или личность - это
социально и духовно развитый человек. В пример можно привести А.. В. Суворова,
который в детстве был слабым, болезненным ребенком, а в процессе социализации
стал одним из важнейших людей в истории России, ведь на его счету большие,
блистательные победы.
Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Ананьева. Только в
обществе и при его непосредственном влиянии мы можем стать личностями!
"Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида" (Б.Г. Ананьев)
Автор в своём высказывании поднимает проблему
временного периода, в котором происходит социализация и становления человека
личностью.
Данная проблема актуальна и в современном мире,
где многие учёные спорят о временном отрезке, в котором происходит становление
личности, а также значении внешних и внутренних факторов, влияющих на фазы.
Автор убеждён, что становления отдельного
представителя человеческого рода в социально и духовно развитого человека
происходит не с начала жизни, а гораздо позже.
Я согласен с мнением автора, и считаю, что
индивид так и останется индивидом, если не пройдёт все фазы социализации и не
станет личностью. Я также считают, что на скорость социализации индивида влияют
многие факторы, как внешние, так и внутренние.
Для более детального рассмотрения обратимся к
терминам, итак: социализация – процесс становления индивида в социуме и
приобретение им социальных навыков и умений. Без социализации невозможно
становления индивида личностью в принципе, поэтому социализация играет важнейшую
роль. Но социализация происходит не в один миг, а в течение трёх фаз:
адаптации, индивидуализации и итеграции. Все завершённые в сосокупности
процессы и составляют личность – социально и духовно развитого человека. Но,
конечно, чтобы человек начал итгрироваться в обществе, ему нужен толчок. Этим
толчком являются его родители, так как именно семья выполняет первичную функцию
социализации.
Например, согласно статистике, дети, живущие в
развитых странах, таких как Япония, Германия, США, проходят этапы социализации
гораздо быстрее, чем их сверстники из слабо развитых или развивающихся стран.
Учёными это объясняется несколькими вещами: высокий уровень компьютеризации
развивает и интегррует детей в социум быстрее; разный уровень материального
достатка; качество питания и условий окружающей среды. Здесь мы можем видеть,
как внешние условия влияют на социализацию.
Другим примером служит данные, приведённые СМИ о
замедлении развития детей, и, как следствие, падение скорости социализации.
Согласно исследовательским данным, всё происходит из-за влияния
генно-модифицированных продуктов на ДНК детей, что значительно сказывается на
периоде их становления личностями.
Приводя пример из собственного социального опыта,
могу сказать, что выпадение одной фазы социализации из трёх приводит к
неизбежному провалу становления личности. Я читал книгу, о человеке, который
оказался изгоем именно по этой причине. Пройдя первичную фазы социализации в
семье, он стал двигаться дальше. Спустя долгое время, он подошёл к завершающей
стадии – интеграции. Тогда-то общество и не смогло его принять: он ото всюду
был гоним, не терпел тех законов, которые существовали в мире и не мог
находиться к коллективе. После этого он стал отшельником, живя в тайге. В этом
примере мы видим внутренние обстоятельства, повлиявшие на становление личности,
хоть и неудачное. В данном случае мы можем полагать, что этот человек не стал
личностью.
Таким
образом, Б.Г. Ананьев ещё раз убедил меня, что становление личности происходит
много позже, чем индивида, и становление это зависит от множества факторов.
"Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида" (Б.Г. Ананьев)
Автор данного высказывания поднимает проблему формирования
личности. Она была актуальна всегда, но сейчас ее значимость, в условиях
усложнения содержания социализации, заметно возросла.
Смысл высказывания заключается в том, что появление индивида
предшествует появлению личности.
Я согласна с точкой зрения Ананьева по затронутой проблеме.
Действительно, стоит вспомнить определения понятий, чтобы убедиться в правоте
автора. Индивид - это единичный представитель человеческого рода, тогда как
личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной
деятельности. Если индивидом мы можем назвать любого человека, без каких либо
ограничений, то, чтобы быть личностью, обязательно должно выполняться условие,
а именно, повторюсь, статус субъекта осознанной деятельности. Отсюда следует,
что индивидом рождаются, а личностью становятся. Развитие последней происходит
во время социализации, то есть в процессе усвоения духовных ценностей и
культурных норм. Ее помогают осуществить, так называемые, агенты и институты
социализации. Агенты - это то окружение индивида, которое воздействует на него
в процессе воспитания и обучения, способствуя освоению им социальных ролей.
Сюда можно отнести родителей, друзей, учителей. Институты - это группы,
контролирующие протекание социализации. Можно выделить семью, школу, армию.
Именно социализация обусловливает становление личности.
В качестве примера, подтверждающего вторичное
"начало" личности по сравнению с индивидом, можно привести Михаила
Васильевича Ломоносова, великого русского ученого, поэта, литератора, который
также прославился и во многих отраслях науки. Но, следует сказать, что этот
одаренный человек не сразу родился полиматом. Никто не может родиться на свет
всезнающим гением. Конечно, огромное значение имеет прирожденный талант,
которым безусловно обладал Ломоносов, но без социума, общения, контактов с
другими людьми, без сознательной деятельности, тот Михаил Васильевич, которого
мы знаем, был бы совсем другим человеком. Его личность сформировалась со временем,
заполненным получением знаний и культуры.
Мы говорим, что индивид предшествует личности, но иногда он
так и остается индивидом. Примером являются "маугли" или феральные
дети. Их не затрагивает процесс социализации, потому что среда обитания, в
которой они живут, лишена общества: дети существуют в диких природных условиях,
получая "воспитание" от животных. Отсутствие опыта общения и
социального поведения показывает, что они не достигли статуса личности. Одним
из феральных детей был мальчик, найденный в 1803 году в Голландии. Он питался
птицами и их яйцами, мог превосходно подражать птичьим крикам. Дикость,
животное поведение, боязнь окружающих - вот, что встретили люди, обнаружив
ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что личностью человек
может стать только в процессе социализации, в процессе своего духовного
развития. Как говорил А.Г.Асмолов, "индивидом рождаются, личностью
становятся, индивидуальность отстаивают".
"Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида" (Б.Г. Ананьев)
В данном высказывании поднимается проблема становления
личности. Эта тема является актуальной в условиях формирования, самоопределения
и самореализации личности.
Что означает понятие "индивид"? Кто такая личность?
Какой процесс отвечает за становление индивида в личность? Автор заставляет нас
задуматься над этими вопросами.
На мой взгляд, они не могут не волновать современное
общество, так как почти каждый из нас является участником этого процесса.
Индивид - это единичный представитель человеческого рода, мы рождаемся
индивидами, но личностью становимся лишь в процессе социализации.
Социализация-это процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм,
ценностей, становления личности и усвоения им социальных ролей. Личность - это
человек, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью
социально значимых качеств. Но стать личностью одному почти невозможно, в этом
нам помогают агенты социализации: семья, школа, общество и т.д.
Рассмотрим несколько аргументов, характеризующих данную
проблему. На страницах истории очень много выдающихся личностей, которые внесли
огромный вклад в развитие общества. Среди них, известный инженер-конструктор - С.П.Королёв.
Он первым в мире запустил на земную орбиту спутники и космические корабли,
благодаря его заслугам, полетел в космос Юрий Гагарин.
В произведении Р. Киплинга "Книга Джунглей" главный
герой воспитывался в волчьей стае. Он вырос в среде, где не было людей и обрел
качества, присущие животным. Маугли не смог сформироваться как личность, так
как он не жил в обществе людей и не мог развиваться духовно.
В нашей повседневной жизни тоже встречаются случаи, когда
людей воспитывают животные. Так, мальчика из Уганды воспитывали мартышки, к
счастью, люди нашли его вовремя и сумели перевоспитать его и развить
человеческие качества.
Для того чтобы стать личностью нужно располагать огромным
количеством знаний. Я усердно учусь, потому что хочу поступить в высшее учебное
заведение, чтобы в будущем принимать активное участие в развитии своей страны.
Таким образом, каждый человек рождается индивидом, он имеет
определенные биологические качества как пол, возраст, физиологические
особенности. А личность формируется на протяжении всей жизни человека, каждый
день обретая новые знания, удовлетворяя потребности и контактируя с людьми.
Б. Г. Ананьев поднимает проблему времени наступления личности.
Данная проблема является актуальной на сегодняшний день. Многие заблуждаются и
думают, что они уже личность.
Смысл данного высказывания состоит в том, что не
всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в
процессе социализации. Личность человека не является чем-то застывшим и
неизменным, она меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на неё
внешних обстоятельств.
На мой взгляд, в данном высказывании автор
рассуждает о временном возникновении личности и индивида. Когда же все-таки
появляется индивид? В первую очередь, индивид – единичный представитель
человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств. То есть
индивидом человек становится сразу, как только родился. Личность, как правило,
возникает позже индивида. Насколько позже? Личность – система индивидуальных и
социально-значимых качеств, которые человек способен реализовать в своей
деятельности. Возьмем, например, признак личности – характер. Только родившийся
ребенок естественно не будет сразу проявлять его в себе. И не будет кричать,
что ему нужна потребность в самореализации. Я думаю, что человек личностью
становится в возрасте от 16 лет. Т.к. именно в этом возрасте человек начинает
задумываться о своих возможностях, самооценке, мировоззрении, манере поведения
и т.д.
Примером можем послужить мы - учащиеся 11 класса.
На данный момент каждый из нас выбрал свой жизненный путь – вуз. Тем самым у
нас появилось желание, стремление поступить в вуз. Появились социальные
потребности, социально-значимые качества. Другой пример – это мой братик. Он
недавно родился и пока что не является личностью. Он не облает каким-либо социальным
статусом и не выполняет социальную роль. У него ещё не создалось мировоззрение
и стремление к идеалу. Другим примером может послужить султан Мехмед – сын
султана Сулеймана. В детстве Мехмед часто болел, не любил учиться, но в период
подросткового возраста он начал проявлять качества настоящего падишаха. Он
заслуживал уважения не только янычар, но и отца с матерью. У Мехмеда были свои
цели, которые он достиг, когда встал на престол.
Таким образом, хочу сказать, что личностью
становится тот, у кого сформировались ценности, установки, т. е.
направленности; свойства и социальные качества, которые он уже начал
реализовать в общественной жизни. И скорость перехода от индивида к личности
зависит только от самого человека.
"Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида" (Б.Г. Ананьев)
Автор в своём высказывании хотел донести до нас идеи о становлении
личности и сущности индивида.
Я согласна с мнением автора, так как он совершенно ясно отразил
данные идеи. Индивид - это единичный представитель человеческого рода,
конкретный носитель природно обусловленных черт. Иными словами, это понятие
объединяет в себе все то, что дано человеку с рождения. Напротив, личность -
это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности,
обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он
реализует в общественной жизни. Основываясь на данном теоретическом материале,
можно утверждать, что индивидом человек становится гораздо раньше, ведь для
того, чтобы стать личностью, необходимо участие в таком важном процессе, как
социализация. Также высказывание автора я могу подтвердить примерами из
истории.
Вспомним русского царя Фёдора Алексеевича из династии Романовых. С
детства он был очень слаб и болезнен, страдал цингой. Все вышеперечисленное
является качествами индивида. В течение жизни представитель великой династии
развивал свои творческие способности, изучал различные дисциплины, в том числе
и иностранные языки. Все это вскоре помогло ему в управлении государством.
Несомненно, он стал великим правителем, оставил свой след в истории. Данные
аспекты характеризуют Фёдора Алексеевича как личность.
Можно также вспомнить пример российского революционера Владимира
Ильича Ленина. В детстве он был бойким и веселым, любящим шумные игры и беготню
мальчиком. Лишь благодаря настойчивому труду ему удалось получить высшее
образование, ведь родом он был из бедной семьи. За свою жизнь Владимир Ильич
сменил несколько профессий. Собственные усилия помогли ему стать очень
влиятельной личностью, сделать огромный вклад в развитие государства.
На основании всего вышеизложенного можно утверждать, что В.Г. Ананьев
совершенно точно выразил идеи о становлении личности и сущности индивида. Индивидом
человек рождается, а личностью он становится лишь в процессе социализации.