В данном высказывании философ затрагивает
проблему разделения властей, которая особенно актуальна в условиях формирования
правового государства.
Автор убеждён в том что, свободное, правовое
государство может существовать только при наличии трёх разделённых, самостоятельных
и независимых друг от друга ветвей власти.
Ш.Л. Монтескьё был прав, утверждая, что принцип
разделения властей является основой для формирования правового государства,
которое способно обеспечить все права и свободы своих граждан.
Каждая из трёх ветвей власти выполняет свою
функцию: законодательная создаёт нормативно-правовые акты, исполнительная
воплощает их в жизнь, а судебная контролирует их исполнение органами власти и
гражданами. Очевидно, что функции разделены и взаимосвязаны одновременно. В правовом
государстве ветви власти должны действовать самостоятельно, контролировать
работу друг друга и составлять «систему сдержек», обеспечивающую эффективную
работу всей системы. Согласно Конституции РФ один и тот же человек не может
одновременно занимать должности в двух органах государственной власти, т.е. в
его руках не могут быть сосредоточены полномочия двух ветвей власти. Это
предотвращает ситуацию, о которой говорит Ш.Л. Монтескьё. Но если всё же
произойдёт нарушение равновесия, и все властные полномочия будет осуществлять
один человек или группа, то в государстве установится антидемократический,
тоталитарный режим, продиктованный произволом, неограниченной властью и
безнаказанностью правителей. Для подтверждения данной мысли обратимся к
всеобщей истории и русской литературе.
Идеи разделения властей сформировались в трудах
французского философа под влиянием непосредственно наблюдаемого им французского
абсолютизма. Современники философа, короли Франции Людовик XIV (Король Солнца)
и Людовик XV правили в условиях расцвета абсолютной монархии. А что такое
абсолютизм? Это форма правления, при которой вся власть сосредоточена в руках
монарха и передаётся по наследству. Вероятно, наблюдения Ш. Монтескьё не только
не сделали его ярым монархистом, но напротив, послужили причиной создания
теории разделения властей.
Казалось бы, век абсолютизма закончился, в России
под лозунгом свержения самодержавия прогремели революции. Казалось, должно
формироваться правовое государство, но всё оказалось не так-то просто. В произведении
А.И. Солженицына «В круге первом» читаем о жертвах репрессий 1930-40-х гг.
Невольно задаёшься вопросом: почему так получилось? Об этом до сих пор
размышляют историки, но современники давали однозначный ответ. 1930-е гг. –
период формирования «культа личности» И.В. Сталина, своеобразной монархии.
Занимая должность Генерального секретаря, он контролировал деятельность всего
государственного аппарата страны, т.е. И.В.Сталину были «предоставлены вместе
законодательная и исполнительная власти». По логике философа, свобода в таких
условиях невозможна. Действительно, основные права и свободы человека
игнорировались, зато обязанности были донельзя преувеличенны. Обычным людям,
таким как Нержин и Рубин ничего не оставалось, кроме как молча переносить лишения
и трудности времени. Им, как учёным, было запрещено высказывать свои мысли,
идеи и гипотезы.
Таким образом, можно сделать вывод, степень
свободы человека и уровень формирования правового государства зависят от
системы органов государственной власти.