Проблема, которую затрагивает В.Г. Белинский,
состоит в понятие истина и ее критериях. Данная проблема является актуальной в
процессе формирования единого образовательного пространства. Смысл данного
высказывания в том, что человек может быть объектом познания, в то время как,
идеалом любого познания являются достоверные знания.
Человек – это биосоциальное существо, способное к
любому виду деятельности. Деятельностью является присущая только человеку,
форма взаимодействия с окружающим миром, направленная на создание чего-то
нового. Существует несколько видов деятельности: игровая, трудовая,
познавательная и т.д. Познание – это духовная деятельность, направленная на
приобретение знаний, а истина – это те самые знания, которые соответствуют
своему предмету познания и совпадают с ним. Это означает, что достоверные
знания являются целью любого познания, а т.к. человек – это субъект и объект
познания, и он субъективен, т.е. опирается на свои чувства, то человек не может
быть выше истины.
Например, ученые H. А. Бернштейн, Вебер, Браун и
др. занимались изучением механизма ходьбы и исследованием походки человека. Ими
было установлено, что темп ходьбы может быть замедленным или ускоренным, в нем,
как и вообще в моторике человека; находят выражение и общее состояние
организма. Этот пример подтверждает, что человек есть субъект и объект познания.
Противоположным примером является сказка Салтыкова-Щедрина
«Премудрый пескарь», главный герой которой прожил всю свою жизнь в
заблуждениях, во лжи. Его знания были основаны на словах отца, что не может
являться истиной. Он был уверен в своей правоте, но тем самым потратил жизнь,
не познав окружающего мира. Этот пример доказывает, что человек – субъективен,
а истина – объективна, т.е. не зависит от человека. Из этого следует, что
истина выше человека.
"Истина выше людей и не должна бояться их" (В.Г. Белинский)
"Истина выше людей и не должна бояться их" (В.Г. Белинский)
Смысл данного высказывания заключается в том, что
истина является отражением действительности, и никаким образом не зависит от
человека.
Я полностью согласен с высказыванием известного
русского литературного критика 19 века.
Деятельностью является присущая только человеку
форма взаимодействия с окружающим миром, направленная на изучение или создание
чего-то нового, и одним из её видов является познание – деятельность,
направленная на приобретение знаний, а истина – это те самые знания, которые
соответствуют своему предмету познания и совпадают с ним. Истина бывает
абсолютной, то есть исчерпывающим знанием, и относительной, то есть
соответствующей определенному уровню развития общества, который обусловливает
способы получения этого знания, но, так или иначе, она всегда конкретна и
связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Таким образом,
достоверное знание является целью любого познания, но так как человек зачастую
при познании пользуется своими чувствами и ощущениями, далеко не всегда
полученные им знания соответствуют действительности: вывод человек делает один,
однако этот вывод никаким образом не влияет на сложившуюся ситуацию, что и
наталкивает нас на мысль о независимости истины.
В качестве примера мне бы хотелось взять помещика
Последыша-Утятина, одного из персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо». Действие поэмы разворачивается в 1863 году, спустя 2 года после отмены
крепостного права: согласно основным положениям реформы, все крестьяне
перестали считаться крепостными и отныне имели полную гражданскую
правоспособность. Ополоумевший же помещик Утятин наотрез отказывается верить в
отмену крепостного права, и тогда его домочадцы решают разыграть спектакль –
просят крестьян вновь притвориться крепостными за определённую плату. План
срабатывает, Последыш-Утятин вновь верит в обладание крестьянами, однако его
представление о ситуации сильно отличается от объективной истины – свободы
крестьян.
В качестве примера из жизни может выступить
гипотеза вращения Земли вокруг Солнца. Несколько столетий назад, когда
человечество ещё не было способно получить ответа на большинство загадок
человечества и природы, например, в Европе было принято считать, что Солнце
вращается вокруг Земли. Святая инквизиция Римско-Католической церкви считала
противоположное мнение ересью и всячески преследовала людей, придерживавшихся
его, руководствуясь церковными догматами. Сейчас, с развитием науки,
человечество сумело доказать факт вращения Земли вокруг Солнца, однако в то
время оно руководствовалось своим мироощущением, почему и было далеко от
истины, никаким образом не зависящей от их позиции по этому вопросу.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что истина
никаким образом не зависит от человека и его действий, является отражением
действительности, поэтому и стоит выше него.