Поиск

"Истина выше людей и не должна бояться их" (В.Г. Белинский)


Проблема, которую затрагивает В.Г. Белинский, состоит в понятие истина и ее критериях. Данная проблема является актуальной в процессе формирования единого образовательного пространства. Смысл данного высказывания в том, что человек может быть объектом познания, в то время как, идеалом любого познания являются достоверные знания.
Человек – это биосоциальное существо, способное к любому виду деятельности. Деятельностью является присущая только человеку, форма взаимодействия с окружающим миром, направленная на создание чего-то нового. Существует несколько видов деятельности: игровая, трудовая, познавательная и т.д. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение знаний, а истина – это те самые знания, которые соответствуют своему предмету познания и совпадают с ним. Это означает, что достоверные знания являются целью любого познания, а т.к. человек – это субъект и объект познания, и он субъективен, т.е. опирается на свои чувства, то человек не может быть выше истины.
Например, ученые H. А. Бернштейн, Вебер, Браун и др. занимались изучением механизма ходьбы и исследованием походки человека. Ими было установлено, что темп ходьбы может быть замедленным или ускоренным, в нем, как и вообще в моторике человека; находят выражение и общее состояние организма. Этот пример подтверждает, что человек есть субъект и объект познания.
Противоположным примером является сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», главный герой которой прожил всю свою жизнь в заблуждениях, во лжи. Его знания были основаны на словах отца, что не может являться истиной. Он был уверен в своей правоте, но тем самым потратил жизнь, не познав окружающего мира. Этот пример доказывает, что человек – субъективен, а истина – объективна, т.е. не зависит от человека. Из этого следует, что истина выше человека.

"Истина выше людей и не должна бояться их" (В.Г. Белинский)


Смысл данного высказывания заключается в том, что истина является отражением действительности, и никаким образом не зависит от человека.
Я полностью согласен с высказыванием известного русского литературного критика 19 века.
Деятельностью является присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, направленная на изучение или создание чего-то нового, и одним из её видов является познание – деятельность, направленная на приобретение знаний, а истина – это те самые знания, которые соответствуют своему предмету познания и совпадают с ним. Истина бывает абсолютной, то есть исчерпывающим знанием, и относительной, то есть соответствующей определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, но, так или иначе, она всегда конкретна и связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Таким образом, достоверное знание является целью любого познания, но так как человек зачастую при познании пользуется своими чувствами и ощущениями, далеко не всегда полученные им знания соответствуют действительности: вывод человек делает один, однако этот вывод никаким образом не влияет на сложившуюся ситуацию, что и наталкивает нас на мысль о независимости истины.
В качестве примера мне бы хотелось взять помещика Последыша-Утятина, одного из персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Действие поэмы разворачивается в 1863 году, спустя 2 года после отмены крепостного права: согласно основным положениям реформы, все крестьяне перестали считаться крепостными и отныне имели полную гражданскую правоспособность. Ополоумевший же помещик Утятин наотрез отказывается верить в отмену крепостного права, и тогда его домочадцы решают разыграть спектакль – просят крестьян вновь притвориться крепостными за определённую плату. План срабатывает, Последыш-Утятин вновь верит в обладание крестьянами, однако его представление о ситуации сильно отличается от объективной истины – свободы крестьян.
В качестве примера из жизни может выступить гипотеза вращения Земли вокруг Солнца. Несколько столетий назад, когда человечество ещё не было способно получить ответа на большинство загадок человечества и природы, например, в Европе было принято считать, что Солнце вращается вокруг Земли. Святая инквизиция Римско-Католической церкви считала противоположное мнение ересью и всячески преследовала людей, придерживавшихся его, руководствуясь церковными догматами. Сейчас, с развитием науки, человечество сумело доказать факт вращения Земли вокруг Солнца, однако в то время оно руководствовалось своим мироощущением, почему и было далеко от истины, никаким образом не зависящей от их позиции по этому вопросу.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что истина никаким образом не зависит от человека и его действий, является отражением действительности, поэтому и стоит выше него.