Автор обращает наше внимание на то, что
своевременное усвоение моральных норм и формирование нравственности гораздо
значимей, чем применение санкций и издание новых законов, следовательно, он
поднимает идею влияния моральных норм на правомерное поведение индивида.
Проанализировав высказывание Мирабо, можно предположить, что автор хотел
донести до нас следующую мысль: соблюдение законов и правил в обществе зависит
от усвоения индивидом привитых ранее моральных норм, которые сформировали в нём
отношение к окружающему миру. Я солидарен с мнением автора.
Для обоснования данного высказывания с
теоретических позиций необходимо дать понятие моральным и правовым нормам. Как
известно, моральные нормы – это установленные в обществе правила поведения,
регулирующие отношения между людьми с точки зрения добра и зла, справедливого и
несправедливого. К особенностям моральных норм относят то, что они выполняются
исходя из личных побуждений и носят неформальный характер, а также то, что их
усвоение происходит посредством первичной социализации, агентами который
выступают семья и школа.
Аргументировать данную позицию можно обратившись
к социальной действительности. Всем известно, что семья играет ключевую роль в
процессе первичной социализации индивида и усвоении им моральных норм. Отсюда
следует вывод, что недостаточное внимание к вопросам социализации может
привести к формированию девиантного поведения. Конкретно хотелось бы
проиллюстрировать данное суждение на примере девочки В. с моей школы. Во время
летних каникул, когда школа имеет минимальное влияние на ученика, она была
предоставлена самой себе, так как родители не уделяли внимание её воспитанию с
самого детства. Девиантный образ жизни привёл её к тому, что в один из дней она
была поймана на краже вещей из СТЦ «МЕГА» в сумме превышающих 2000 рублей. В.
получила условную судимость по статье 158 уголовного кодекса Российской
Федерации. Возможно, данный эксцесс можно было бы избежать, если бы родители с
детства объясняли В. «что такое хорошо и что такое плохо», одним словом,
способствовали её усвоению моральных норм.
Говоря о правовых нормах, необходимо отметить, что правовые нормы – это установленные государством образцы поведения, регулирующие отношения людей в обществе с точки зрения законного и незаконного. Особенность правовых норм заключается в их формальном и обязательном характере исполнения, а также обеспечением силой государственного принуждения.
Говоря о правовых нормах, необходимо отметить, что правовые нормы – это установленные государством образцы поведения, регулирующие отношения людей в обществе с точки зрения законного и незаконного. Особенность правовых норм заключается в их формальном и обязательном характере исполнения, а также обеспечением силой государственного принуждения.
Острая необходимость применения правовых норм
может быть вызвана безнравственностью общества и отсутствием его представлений
о моральных нормах.
Например, общество салических франков,
обосновавшихся в Римской Галлии. Их безнравственность может быть обусловлена
тем, что данное общество никогда не знало законов и правил, а значит и не имело
ценностных ориентиров. Появления Салической правды изменило ситуацию: были
введены штрафы за большинство правонарушений и преступлений (от кражи птицы до
убийства члена королевской династии), что благотворно сказалось на формировании
порядка в обществе и усвоении его членами моральных норм, так как теперь было
на что ориентироваться.
Подводя итоги, необходимо отметить, что человек,
действительно в состоянии самостоятельно организовать свою деятельность так,
чтобы она была правомерной, однако, данное умение требует должного уровня
нравственности. Значит, изначально верно привитые моральные нормы и ценности
гораздо важнее, чем их изменение через систему законов и санкций.
"Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды" (О. Мирабо)
"Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды" (О. Мирабо)
Основной идеей данного высказывания является значение
моральных норм, то есть нравов и обычаев в жизни человека. О. Мирабо хочет
сказать, что в человеке в первую очередь нужно воспитывать моральные качества,
такие как нравственность, совесть, честь, а не правовые, потому что именно от
усвоенных человеком моральных норм зависит, будет он соблюдать нормы права,
т.е. законы, или нет.
Обратимся к теоретической части. Как нам известно,
моральные и правовые нормы являются одними из основных видом социальных норм.
Что же такое социальные нормы? Социальными нормами называются правила и образцы
соответствующего ожидаемого поведения, которые выступают регулятором действий и
поступков людей в социальных группах. Моральные нормы - это правила и образцы
поведения, которые регулируют общественную жизнь с позиций гуманизма, добра и
справедливости и одобрены общественным мнением. Важным моральным качеством
человека выступает нравственность - правила, которыми он руководствуется при
принятии решений. Моральные нормы человек усваивает в процессе социализации - в
процессе формирования личности, развития социально значимых качеств, в ходе
которого индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности общества.
Социализация начинается с самого рождения человека и заканчивается с момента
его смерти. А в усвоении этих норм нам помогает семья. Именно родители с самого
нашего рождения контролируют наше поведение, говорят как нужно правильно вести
себя в обществе. Ещё одним из основных социальных норм, которые отметил автор
этого высказывания, являются обычаи. Обычаи представляют собой исторически
сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку из-за многократного
повторения. Стоит отметить, что и обычаи, и моральные нормы исполняются в силу
общественного мнения и не являются общеобязательными правилами. А что же такое
нормы права? Нормы права - это общеобязательные формально установленные правила
поведения, которые регулируются государством. Одним из видов норм права
являются законы - нормативно-правовые акты, принятые в особом порядке органом
законодательной власти или на референдуме, обладающие высшей юридической силой
и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Можно заметить, что
правовые нормы и моральные нормы категорически отличаются, но у них есть общая функция
- регулирование общественных отношений.
Первый пример приведу из личного социального опыта. В
произведении М.А.Булгакова " Мастер и Маргарита" в начале 20 века в
Москве были распространены мошенничество, безнравственность, взяточничество, жадность.
Один из героев, Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества,
пользуясь своим служебным положением, берёт взятку в крупном размере у Воланда
за незаконное предоставление в пользование чужой квартиры, хотя прекрасно знал,
что это запрещено и преследуется законом. Таким образом, данный пример
показывает нам, что знание законов не обеспечивает его соблюдения, и поэтому
важно воспитать в человеке такие качества, как совесть, нравственность и
честность, которые не смогут допустить человека к совершению преступлений.
В качестве ещё одного примера приведу смоделированную
ситуацию. У Марии Ивановны трое детей. С самого рождения она приучала их только
к хорошим вещам, помогала им отличать хорошие действия от плохих. Благодаря
этому её дети выросли очень воспитанными, честными, добрыми и отзывчивыми
людьми, которые вряд ли бы пошли на совершение преступных деяний. Таким
образом, этот пример ещё раз доказывает нам, что важнее прививать человеку
нравственные правила, а не законы.
Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью
утверждать, что О. Мирабо был абсолютно прав. Действительно, "важнее
прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды". Ведь именно
от нравственных качеств человека зависит соблюдение им законов.