В данном высказывании автор затрагивает проблему познания, а
именно двух его уровней: чувственного и рационального. Смысл цитаты
древнегреческого философа Демокрита заключается в следующем: познавательная
деятельность бывает чувственной и рациональной, и каждому виду присущи свои
особенности.
Говоря о познании, чаще всего подразумевают мыслительную
деятельность человека, направленную на получение знаний об окружающем мире, об
истине. К основным функциям познания относят: мировоззренческую, критическую,
социальную и прогностическую. Как уже было ранее сказано, существуют два уровня
познания. Чувственное познание - познание, в основе которого получения знаний
при помощи органов чувств (осязание, обоняние, слух, зрение). Формами
чувственного познания являются: ощущение, восприятия и представление.
Приведем пример из курса биологии. Возьмем “Собаку Павлова”.
Заслугой русского ученого было создание, практически с нуля, учения о
физиологии пищеварения и разделения условных и безусловных рефлексов. Ученый
Павлов сначала изучил все материалы о рефлексах, а после сформулировал теорию.
В процессе познания были задействованы два метода. И без их участия в процессе
изучения невозможно было выявить результат.
Познавательный процесс был характерен для людей всех времен, так
древнегреческий физик Архимед, живший до нашей эры, открыл закон об объеме
вытолкнутой жидкости при погружении в её тела и действующих на неё силах. Как
говорит история, Однажды Архимед погрузился в ванну, наполненную водой до
краев. Тогда при погружении Архимеда, объём вытолкнутой жидкости был равен
объему тела самого физика. Так Архимед посредством чувственного и рационального
познания получил знания о физических закономерностях и после обосновал свои
наблюдения.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что проблема,
поднятая философом Демокритом в его высказывания, была и остается актуальной в обществе.