В данном высказывании
В. Мич говорит о важности роли потребителя в рыночной системе хозяйствования.
Действительно, наиболее значимым объектом в этой экономической системе является
именно человек, на которого и направлено все производство. При рыночной системе потребитель сам выбирает,
какие материальные и нематериальные блага ему нужны, а производитель уже
ориентируется под его запросы и подстраивается под вкусы, потребности и цели
массового потребителя. Чтобы углубиться в данную идею, обратимся к теории.
Для начала разберемся с понятием участников
рыночной экономики, таковыми являются производители и потребители. Потребители
– это люди, которые пользуются экономическими продуктами, все мы по природе
являемся потребителями, поскольку для жизнедеятельности и нормального
развития нам необходимо удовлетворять
определенные потребности, причем с развитием общества и окружающего мира в
целом человеческие потребности постоянно растут. А вопросом удовлетворения
вечно растущих потребностей людей в условиях ограниченности ресурсов занимается
экономика как наука. Однако не только экономическая наука пытается решить
данную задачу, в этом же вопросе заинтересованы производители – физические или
юридические лица, которые занимаются производственной деятельностью товаров и
услуг, направленной на получение прибыли. Несомненно, личные выгоды и доход –
это главная цель, к которой стремятся производители, но для достижения данной
цели им необходимо учитывать запросы и потребности потребителей. В этом и
проявляется взаимосвязь субъектов рыночного хозяйствования – координация спроса
и предложения. Одной из отличительных черт рыночной экономики является
конкуренция. Конкуренция подразумевает экономическое соперничество участников
рыночных отношений за наилучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг.
Вся конкурентная деятельность направлена на привлечение спроса потребителей,
поэтому предложение также зависит от потребителей. Конкурентов может быть огромное множество (монополистический
тип конкуренции) или всего один крупный конкурент( монополия)- это не важно,
ведь тем не менее их связывает один важный, решающий фактор- потребитель.
Теоретически обосновав, можно сказать, что мы - потребители являемся
главенствующим звеном в рыночной экономике. Рассмотрим на конкретном примере,
как производители отвечают запросам людей.
В 2019 году известная американская компания «APPLE»
выпустила уникальный товар- беспроводные наушники airpods , на которых спрос
возрастал с необычайной скоростью. Стоимость на эти наушники была велика, и не
все могли позволить приобрести их, однако спрос сохранялся высоким. Другие
конкуренты – производители осознали проблему массового потребителя и решили
выпускать такие же беспроводные наушники с отличительными особенностями.
Отличался дизайн, функции и непосредственно цена, которая оказалась приемлемой
для многих потребителей. Так, другим фирмам удалось привлечь спрос на их
сторону, при этом и производители достигли своей коммерческой цели, и люди остались
довольны новой покупкой. Данный пример показывает идеальную координацию спроса
и предложения: у людей появилась потребность, а у производителей – новая
задача.
От спроса на определенные товары и услуги
зависят благосостояние и успешность компаний, занимающихся производством этих
товаров и услуг. В ситуациях, когда экономические блага не пользуются спросом у
людей, производители претерпевают ужасные последствия такого явления, которые
могут привести к разорению, кредитным задолженностям и даже закрытию
предприятия.
Докажем это на конкретном примере. Не так
давно компания KODAK, отраслью производства которой являются фото- и
кинотовары, претерпела серьезное банкротство. Разорение данной компании было
связано с тем, что рынке впервые появилась и началась развиваться цифровая
техника и фотопленка была уже неактуальна. В связи с появлением цифрового
сегмента спрос на эту продукцию стремительно рос, однако KODAK не успела
подстроиться под изменившиеся реалии рынка и продолжала выпускать фотоплёнку.
Отсутствие спроса на их товар привел к тому, что у компании не осталось средств
для дальнейшей конкуренции на рынке. Данная история только доказывает, как
значим потребитель для производителей в рыночной экономике.
Подводя итоги вышесказанному, я могу
признать, что высказывание В. Мича является полностью оправданным.
Действительно, потребитель в условиях рыночной экономики – это наиболее важный
фактор ее функционирования.