Поиск

"Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности" (Б.М. Теплов)


В своем высказывании Б. М. Теплов затрагивает тему развития способностей. Он говорит, что способность у человека может возникнуть лишь в том случае, если он прикладывает для этого усилия, осуществляет деятельность в соответствующем направлении.
Для наилучшего понимания смысла высказывания следует разобраться в понятиях, относящихся к данной теме, опираясь на курс обществознания. Итак, что же такое способности? Способности – индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, общении и легкость овладении ими. Способности могут быть общими и специальными. К общим относится память, наблюдательность, воображение и т. д. К специальным же относят математические способности, литературные способности и т. д. Существует несколько уровней развития способностей: одаренность (такое сочетание способностей, которое позволит достичь успеха), талант (высокий уровень развития способностей, как правило, специальных) и гениальность (наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных). Следует помимо этого понимать также, что такое деятельность. Деятельность – способ взаимодействия  человека с окружающих миром, в процессе которого он удовлетворяет свои потребности и сознательно преобразует мир и самого себя. Деятельность имеет продуктивный, орудийный, преобразующий характер.  Каждый человек, рождаясь, имеет задатки (задатки – врожденные особенности мозга, органов чувств, нервной системы, которые определяют темперамент человека, его умственную работоспособность и т. д.), которые располагают к развитию определенных способностей. Но, не совершая деятельность, направленную на развитие способностей, человек так и не обретет их, т. к. от задатков зависит не самая большая часть успеха. Иногда человек может не иметь задатков в определенном направлении, но, имея желания и совершая действия, в направлении достижения цели, человек может развить очень высокий уровень способностей. Подтвердить эту мысль эту мысль можно на примерах.
Приведу пример из СМИ. В телешоу «Пусть говорят» я увидела сюжет о Нике Вуйчиче. Этот человек пришел в наш мир без рук и ног. Казалось бы, все, что ему светит – это сидеть в инвалидном кресле, но мужчина имел огромное желание жить полноценной жизнью. Он много работал над собой, совершал действия, направленные на достижение цели. И он смог! Ник активно занимается плаванием и другими видами спорта, самостоятельно пишет книги, в общем, живет гораздо активнее многих здоровых людей. Он не имел задатков к развитию данных способностей, но, кропотливо работая, он развил их. Это доказывает, что развитие способностей зависит от совершения деятельности.
Кроме того, приведу пример из личной жизни. Я прочитала книгу Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Один из основных героев произведения – профессор Мориарти. Он родился в прекрасной, обеспеченной семье, был обеспечен всеми необходимыми ресурсами для развития способностей, имел множество задатков, но не стал развивать их. Мориарти связал свою жизнь с преступностью. Вся его жизнь состояла из планирования очередного правонарушения. Он не обладал очень многими способностям, которые мог бы развить. Итак, данный пример подтверждает, что, не совершая соответствующую деятельность, способность возникнуть не может.
Многие из нас мечтают быть художниками, учеными, спортсменами, но, не прилагая к этому усилий, не совершая соответствующую деятельность, мечты, к сожалению, так и останутся мечтами.

"Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности" (Б.М. Теплов)

В своём высказывании Б. М. Теплов имел в виду то, что способности проявляются в процессе соответствующей деятельности. Иными словами, человек, не знавший о своих умениях, может обнаружить их тогда, когда занимается конкретным делом.
Действительно, в обществознании деятельность – это специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя. Характерными чертами, отличающими её от поведения животных, являются: сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер. В структуру деятельности входят: субъект, объект, мотив, цель, средства, действия, результат. Она делится на практическую и духовную (по объектам и результатам), индивидуальную и коллективную (по субъекту), репродуктивную и творческую (по характеру), экономическую, социальную, политическую, духовную (по сферам общественной жизни). Основные формы деятельности – это игра, учение, общение, труд. Условиями успешного выполнения  какого-то вида деятельности являются способности, т.е. индивидуальные особенности и свойства личности. Выделяют следующие уровни их развития: задатки, склонности, одарённость, талант, гениальность.
В доказательство приведу пример из истории. Н. А. Морозов, учёный и революционер, провёл в заключении около тридцати лет. За это время он выучил одиннадцать языков и создал множество работ по различным областям знаний. При этом у него не было высшего образования. Кроме того, Морозов в преклонном возрасте, а именно в 85 лет, освоил снайперское дело и стал регулярно тренироваться стрелять. Эти факты говорят об уникальных способностях личности, которые раскрылись в конкретной деятельности.
Другим примером может служить сообщение СМИ, посвящённое фигурному катанию. Чтобы научиться выполнять многооборотные прыжки, красиво скользить, спортсмену необходимо прилагать немало усилий. Уже с малых лет ребёнок должен постоянно посещать тренировки и быть дисциплинированным. Так в процессе деятельности зарождаются способности, могущие привести к большому успеху.
Таким образом, мысль Б. Теплова верна. Способность и деятельность тесно связаны друг с другом.