Автор данного высказывания подчеркивает
особую роль агентов социализации в процессе становления человека личностью. От
того, как ведёт себя воспитатель, каких норм он придерживается, зависит
результат его влияния на подопечного.
Слова В. Даля имеют глубокое теоретическое
обоснование. Как известно, социализация представляет собой осуществляющийся на
протяжении всей жизни человека процесс формирования личности, развития
социально значимых качеств индивида (единичного представителя человеческого
рода). С этим процессом тесно связаны агенты социализации - люди и учреждения
(институты), обеспечивающие обучение культурным нормам и усвоение социальных
ролей. Выделяют первичных (с ними индивид вступает в тесные межличностные
отношения) и вторичных (как правило, действуют узконаправленно в пределах своей
компетенции) агентов социализации. В ходе первичной социализации индивид
осваивает элементарные навыки общения с окружающими, поведение в быту и базовые
социальные роли. Стоит отметить, что одной из форм социализации является
воспитание, предполагающее целенаправленное воздействие на индивида. Как раз таки
этот термин применим к деятельности агентов социализации. В то же время имеет
место быть и стихийное воздействие на воспитываемого. Получается, что в
процессе социализации только формирующаяся личность часто контактирует с
воспитателем, воспроизводя не только то, что ей намеренно прививают, но и то,
что она имеет возможность наблюдать в повседневной жизни - поведение
воспитателя.
Приведу пример из истории. Известно, что
российский император Александр I долгое время являлся приверженцем либеральных
идей: в свое царствование они предпринимал немало попыток улучшить положение
фактически бесправного тогда крестьянства, даровать Конституцию Российской империи.
А всё потому, что ещё в детстве на монарха большое влияние оказал швейцарский
правовед Ф. Лагарп, образованный человек того времени. Он много говорил
будущему императору об отрицательных сторонах крепостного права, о пользе
управления страной на основе законов и введения Конституции, предоставления населению
гражданских прав и др. Воспитатель монарха, будучи сторонником либеральной
идеологии, пытался донести до своего подопечного то, что отстаивал сам, и ему
это удалось. Значит, агент социализации, действительно, способен повлиять на
формирующуюся личность, в частности, путем распространения взглядов и идей,
сторонником которых он и является.
Ещё один пример приведу из жизни. Я как член
психологического кружка, целью которого является разрешение школьных
конфликтов, имею возможность контактировать как со школьниками, так и с их
родителями. Однажды произошла вот такая ситуация: ученик 5 класса, который
заслуженно получил двойку за невыполненную домашнюю работу, будучи недовольным,
накричал на учительницу, используя при этом нецензурную лексику. Вызванная в
школу мама мальчика утверждала, что дома он себя так не ведёт и во всем её
слушается, в то время как ученик в ходе длительной беседы признался, что он не
хотел получить наказание от матери, которая якобы ругает его за любой проступок,
из-за полученной оценки и поэтому накричал на учительницу. В итоге наш кружок
пришёл к выводу о том, что мама ученика, хотя и стремилась добиться от него
хорошего поведения, применяла неверные методы воздействия на мальчика, что
привело к обратному результату. Действительно, как можно правильно воспитывать
ребёнка, используя при этом грубые и неэтичные способы? Получается, что
индивид, на которого воздействует воспитатель, склонен копировать его
поведение, манеру речи и форму общения. Вот почему качества и поступки
воспитателя приобретают важность в процессе социализации.
Итак, автор был абсолютно прав, говоря о том,
что агенты социализации, подавая примеры своим воспитанникам, должны сами им
(примерам) соответствовать.
"Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника" (В. Даль)
В данном высказывании автор говорит о том, как важен личный пример в воспитании. Автор хочет донести до нас мысль, что в процессе социализации воспитанник лучше усвоит нормы и правила поведения, приобретет необходимые качества, если его воспитатель на собственном примере будет демонстрировать их выполнение и применение.
Обращусь к обществоведческим терминам, чтобы подтвердить
свою мысль. Социализация - процесс усвоения индивидом норм и правил, которые
позволят ему нормально функционировать в обществе. Большую роль в социализации
играют агенты и институты социализации. Это люди и организации, которые
способствуют привитию индивиду определённых качеств. Обществоведы различают
первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация представляет собой
первоначальное усвоение индивидом норм, вторичная же - ресоциализацию и
десоциализацию. Первичная социализация проводится ближайшим окружением
индивида, является неформальной. Я считаю, что агент социализации (в данном
случае воспитатель) оказывает большое влияние на воспитанника, так как именно
на его поведение опирается воспитанник, именно воспитатель является примером
для подражания. Поэтому воспитатель должен вести себя в соответствии с тем, кем
он хочет воспитать своего воспитанника. Для подтверждения своей мысли обращусь
к примерам.
В качестве первого аргумента могу привести пример из
кинематографа. Так, в драме Ли Сон Джуна "Императрица Ки" Тан Киши
воспитывался своим отцом, канцлером Эль-Тимуром, жестоким и кровожадным
человеком. Эль-Тимур желал вырастить сына сильным воином и хитрым политиком, каким
был сам, поэтому с рождения приучал его к своей работе. Он назначал Тан Киши
главным в поездках за рабами, и в военных походах, сам издевался над пленными и
убивал их, позволял делать это и своему сыну. Поэтому Тан Киши стал таким же
как Эль-Тимур-жестоким. Следовательно, так как воспитатель Эль-Тимур сам был
тем, кем хотел вырастить своего сына, то и его сын Тан Киши стал точной копией
отца.
В качестве второго аргумента хочу привести
смоделированный пример. Так, в государстве Й гражданин Ф обучает своего
воспитанника Х. Однако перед тем как приступить к обучению, гражданин Ф решил
измениться сам, так как желал воспитать Х хорошим человеком. Гражданин Ф бросил
курить, перестал употреблять алкоголь, стал ежедневно заниматься спортом.
Только после того, как он сам стал тем, кого хотел воспитать в Х гражданин Ф
приступил к обучению. И обучение давалось легко, воспитывая Х гражданин Ф сразу
объяснил ему пагубность вредных привычек, привил любовь к спорту, так как
теперь и сам его любил. Х вырос похожим на гражданина Ф, так как видел перед
собой живой пример, идеал, к которому Х мог стремиться. Значит, воспитатель,
только став тем, кого хочет воспитать в воспитаннике, сможет осуществить свою
мечту.
Таким образом, мы видим, что воспитатель сам должен стать
тем, кем он хочет видеть своего воспитанника. Это позволил воспитанника иметь
дивой пример, идеал, к которому следует стремиться.
"Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника" (В. Даль)
"Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника" (В. Даль)
Суть цитаты в том, что учитель должен своим
поведением, своими идеями - своим примером показывать обучающемуся, как нужно
делать, а как не нужно, что правильно, а что нет.
Из курса обществознания нам известно, что
образование - это процесс передачи знаний о мире, природе и человеке, в
интересах человека, семьи и государства. А процесс воспитания - это освоение
человеком норм и правил принятых в обществе. Эти нормы и правила называются
социальными нормами -образцами поведения, которые призваны осуществлять
стабильность общества. К социальным нормам относят нормы морали, нормы права,
религиозные нормы, корпоративные нормы и нормы обычаев.
Так, например, из своего социального опыта
могу привести пример своего тренера по спортивному бегу. Он никогда не позволял
себе опаздывать, относился ко всем своим воспитанникам на равных условиях,
занимался вместе с нами, показывая, что он не просто так занимает данную
должность. Это показывает истинно правильное преподавание, и, несомненно,
располагает учеников к себе.
Также примером может послужить великий
философ Конфуций. Он не просто проповедовал послушание, уважение старшим и
покорность, но и всю жизнь занимался самообразованием, изучая различные
документы, знакомясь со старинными отрядами различных провинций и т.д. В
конечном итоге он обрел большое количество последователей. Многие и в
современном мире придерживаются конфуцианства.
Таким образом, чтобы обучать чему-либо
воспитанника, нужно овладеть этим самому на профессиональном уровне.