Поиск

"Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми" (И. Кон)


И. Кон говорит о том, что каждый человек в зависимости от личностных качеств индивидуально осуществляет одну и ту же модель поведения, которая предполагает примерно одинаковые действия, по-своему ее исполняет.
Обращусь к теоретическим положениям. Личность – это индивид с социально значимыми качествами, которые он реализует в общественной жизни. Можно выделить несколько элементов личности: направленность личности, социальный статус и социальная роль, о которой как раз и говорит в своем высказывании И. Кон. Социальная роль – это ожидаемая модель поведения индивида, которая обусловлена его социальным статусом и требованиями общества. Каждая личность по-своему реализует свои социальные роли из-за различий в воспитании, мировосприятии, личностных качествах, социального окружения. Процесс, в ходе которого человек усваивает модели поведения называется социализацией. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс воздействия общества и его структур на индивида, в результате которого он усваивает социальные нормы, ценности, модели поведения в социально типичных ситуациях. Результаты того, как индивид социализируется сильно зависят от того, кто осуществляет эту социализацию. За это отвечают агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за процесс усвоения индивидом норм, ценностей, социальных ролей. К ним относят семью, друзей, систему образования, государство, СМИ.
Чтобы подтвердить свои слова, смоделирую ситуацию. Разберем различное исполнение моделей поведения на примере социальной роли ученика. Допустим, есть два ученика 9 класса: Даниил и Иван. Первый – растет в небогатой семье, старается достичь всего сам, поэтому и учится на «4» и «5», не грубит старшим, уважительно относится к одноклассникам. Второй – растет в богатой семье, понимает, что для того, чтобы добиться того, что он хочет, не нужно прикладывать никаких усилий, учится на «3», несколько раз его чуть не исключали из школы за хулиганство, часто переговаривается с взрослыми. Этот пример показывает, как по-разному может исполняться одна и та же социальная роль из-за различных жизненных целей, убеждений и установок.
Также приведу пример из истории. Хочу показать, как может различаться исполнение одной и той же роли правителя государства. Возьмем двух императоров России: Александра I и Александра III. Первый был воспитан в духе «просвещенного абсолютизма», воспитателем его был либерал Лагарп, который с детства ему прививал идеи либерализма, когда он стал императором это и отразилось на его внутриполитическом курсе. Он совместно со своими приятелями – членами Негласного комитета, которые тоже были преимущественно либералами, - провел реформы. Противоположностью можно назвать Александра III. Он, в свою очередь, готовился к военной службе, а не к императорскому трону, так как наследник уже был. Одним из преподавателей его был К. Победоносцев, консерватор. Также сильное на его внутриполитический курс оказало убийство народовольцами его отца. Все это привело к тому, что Александр III во внутренней политике будет консервативен, отменит множество либеральных реформ, проведенных Александром II. Этот пример показывает, что на каждый по-своему исполняет социальную роль, на что может сильно влиять воспитание, окружение.
Таким образом, действительно, одна и та же социальная роль может по-разному исполняться людьми из-за различных убеждений человека, его мировоззрения, а также воспитания.