В своём
высказывании М. Волошин выдвигает идею об сущности искусстве, как о части
духовной культуры, которая носит субъективный характер. Действительно, творения
искусства воспринимаются каждым человеком по - разному и наталкивают его на
размышления и идеи, свойственные лишь ему одному, так как внутренний мир
человека по - своему многообразен и сложен.
Обратимся к
обществоведческой терминологии. Искусство – это часть духовной культуры, а
также практическая и духовная деятельность человека, направленная на создание
эстетических ценностей. Человек существо биосоциальное и для удовлетворения
духовных (идеальных) потребностей ему необходимо познавать всё новые творения
искусства. Поэтому он знакомится с различными его формами: архитектурой,
кинематографией, литературой, живописью и т. д. Искусство способно
воздействовать на человека. Оно воспитывает его, прививая ему ценности общества
и помогает становлению его личности – человека, обладающего социально –
значимыми качествами. Также искусство выполняет эстетическую функцию, то есть
знакомит человека с прекрасным удовлетворяя эстетические потребности и формирует
в нём это чувство прекрасного. Однако некоторые произведения искусства можно
подразделить на массовые и элитарные, проводя аналогию с культурой. К
сожалению, сейчас популярность приобретают произведения, не несущие в себе
глубокого смысла, а имеющие коммерческих характер. Это ужасно, ведь тормозит
развитие человека, как индивидуальности – индивида,
обладающего многообразием неповторимых личностных свойств, отличающих человека
от других. Наоборот, необходимо развивать элитарную культуру, которая содержит
в себе большой смысл, познав который человек сможет совершить качественный
скачок в самопознании, а следовательно, поднимется уровень общественного
сознания – совокупности взглядов общества на окружающий мир и своё место в нём.
Приведу
пример из кинематографии. В фильме «Формула любви» показана любовь главного
героя к мраморной статуе. Окружение подростка не видело ничего красивого в ней.
Однако герой считал статую образом идеальной женской красоты, к которой должно
стремиться человечество. Мы видим, что предмет искусства вызывает различные
мысли и эмоции у героев, хотя нельзя считать не те, ни другие ошибочными.
Следующий
пример приведу из моего жизненного опыта. Моя бабушка сторонница теории
палеовизита. В церковном куполе она видит ракету, устремлённую в космос, тогда
как я нахожу в этом сооружении стремление приблизиться к Богу. Так творение
архитектуры вызывает разные взгляды на замысел архитекторов.
Таким
образом, можно сделать вывод, что искусство носит субъективный характер. Каждый
человек познаёт его творения по – разному, что способствует уникальному
развитию индивидуальности каждого человека.