Поиск

"Характер ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер" (Э. Фромм)


Данным высказыванием Э.Фромм хотел сказать, что характер родителей, их мировоззрение, ценности и действия находят отражение в их детях. Для каждого ребенка родители являются показателем взрослой жизни. На этой основе ребенок строит будущую проекцию своей жизни. Так, автор освещает идею влияния родителей на социализацию и на становление ребенка как личности.
Каждый человек на протяжении всей своей жизни социализируется. Социализация - это осуществляющаяся на протяжении всей жизни человека процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации состоит из двух этапов: первичная и вторичная. Первичный этап является важнейшим этапом на пути становления человека как личности. Данный этап подразумевает усвоение норм, ценностей, знаний от первичных групп. Агенты социализации – это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и освоения социальных ролей, действующие на разных этапах формирования личности человека. Важнейшим агентом социализации на первичном этапе является семья, так как ребенок активно с ней взаимодействует. Таким образом, семья является важнейшим агентом в формировании личности ребенка, что и хотел донести своим высказыванием автор.
Обратимся к статье из научного журнала. Американский психолог и социолог Чарльз Кули утверждает, что развитие собственного «Я» осуществляется посредством социального окружения. В соответствии с концепцией «зеркального Я», ребенок строит свое «Я», основываясь на реакциях окружающих. Если родители убеждают сына в его гениальности и блестящих математических талантах, то он будет вести себя как гений и развивать в себе способности. Напротив, если родители недооценивают ребенка и относятся к нему как к самому обычному, ничем не отличающемуся от других человеку, то ребенок будет чувствовать себя никчемным, будет искать изъяны, как в себе, так и в окружающих. Это и подтверждает непосредственное влияние характера и действий родителей на характер и формирующуюся личность ребенка.
Другим аргументом послужит пример из истории, а именно краткая биография личности великого русского поэта - А.С. Пушкина. Становление Пушкина как величайшего русского поэта, имя которого у всех на слуху, не произошло сразу. Этому способствовали родители, бабушка поэта, а также няня Арина Родионовна, которая прививала будущему поэту любовь к литературе. Семья Пушкина принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме часто собирались поэты, художники, музыканты. Все это формировало ум и душу Пушкина. Позже процессу социализации способствовали друзья Пушкина  и обучение в Царскосельском лицее. Пройдя через продолжительный процесс усвоения социальных норм, идеалов, мотивов поведения, Пушкин стал величайшим русским поэтом, драматургом, прозаиком, он внес огромный вклад в развитие русской литературы.
Таким образом, действительно, родители оказывают наибольшее влияние на ребенка в формировании его как личности.