В данном высказывании автор освящает тему
монополий и проблем, возникающих в связи с таким элементом экономики. В
частности – проблемы ценообразования.
В рыночной экономике ценообразование
свободное. Цена, то есть стоимость товара, выраженная в денежном эквиваленте,
определяется через спрос и предложение. Безусловно, присутствует также и
государственное участие в регулировании рынка, но оно незначительно.
Государство выполняет ряд функций, среди которых присутствует антимонопольная.
Что же такое монополия? Монопольное предприятие обладает правом выпуска
уникальной продукции и является единственным продавцом этого товара на рынке.
Монополия может быть частновладельческой, естественной, или же государственной.
Стараются не допускать существования частных предприятий такого рода, а
государственные монополии подвержены контролю. Нетрудно представить, что такая
структура обладает огромной властью над ценами, ведь других продавцов не
существует – исключается всякая конкуренция.
К примеру, в РФ у государства есть
монополия на железные дороги и ж/д транспорт – это естественная монополия.
Зная, что для многих поезда являются удобным способом передвижения, а
расстояния часто слишком большие, чтобы покрывать их на автобусах или же других
видах транспорта, государство может повышать цены настолько, насколько захочет.
Конечно, существует предел, до которого повышать цены невыгодно, и его
стараются не достигать. Из-за отсутствия альтернативы также приходится
закрывать глаза на низкое качество обслуживания и устаревшие модели поездов,
где в жаркие летние дни можно обнаружить отсутствие кондиционера, а персонал
раздражающе хамоват.
Другим примером может послужить история
из моей школьной жизни. В старших классах учитель по математике часто давал нам
сложные задания, ответы на которые найти было невозможно, а понимала алгоритм
выполнения задания только одна девочка из класса. Увидев, что к ней поступает
множество просьб, одноклассница решила превратить решение тестов из
благотворительности в процесс, приносящий прибыль. Она стала требовать с нас
непомерно высокую плату за выполненные задания, однако, понимая, что лучше
остаться без карманных денег сейчас, чем после того, как принесешь родителям
домой «двойку», мы послушно платили.
Таким образом, мы видим, что монополии,
действительно, неподконтрольны и неуправляемы в вопросах ценообразования. Они,
словно цыганка, оценивают, как сильно ты можешь «позолотить ручку», и
заламывают космические цены. Покупатели загнаны в угол – платят.