В данном высказывании ведётся размышление на
тему отношений участников рынка – продавца и покупателя, что особенно актуально
в условиях современной рыночной экономики.
Основная мысль высказывания состоит в том,
что продавец и покупатель взаимодействуют на рынке, реализуя противоположные
цели: продавцу нужно продать свой товар как можно дороже, поэтому он привлекает
покупателя разными способами, рассказывает о товаре, проводит активную
рекламную кампанию и зачастую вводит потребителей в заблуждение; покупатель же
заинтересован в приобретении качественного товара по наименьшей цене, поэтому
обращает внимание на внешний вид продукта, его качество, информацию о составе.
Я частично согласна с японской мудростью: продавец действительно способен
оказывать влияние на покупателя, но конечное решение – какому товару отдать
предпочтение – зависит только от потребителя.
Обратимся к теоретическому смыслу
высказывания. Предпринимательство – самостоятельная инициативная экономическая
деятельность, осуществляемая на свой с трах и риск и направленная на систематическое
получение прибыли. Выделяют следующие типы предпринимательства:
производственное, коммерческое, посредническое, финансовое, страховое и другие.
Однако все они имеют общую цель – получение прибыли. Перед началом реализации
продукции предприниматель должен найти свой сегмент рынка – определить свою
группу потребителей. По экономическому критерию – решить, ориентироваться на
бедных или богатых покупателей, по демографическому – на мужчин или на женщин и
каких возрастов, по географическому – решить, в каком районе разместить
торговые точки, по поведенческому – определить мотивацию поведения
потенциальных покупателей. Таким образом, на рынке будет представлен именно тот
товар, который нужен потребителю, что является непременным условием успеха
предпринимательской деятельности.
В качестве примера хочу привести факт из
общественной жизни. Сегодня за внимание потребителя соревнуется множество
компаний, производящих мобильные телефоны: «Samsung», «Apple», «Nokia»,
«Lenovo», «Xiaomi», «Sony» и другие. Каждая из них ориентируется на разные
группы покупателей: «Apple» - на более состоятельных, «Xiaomi» - на менее
обеспеченных. Таким образом, каждый человек, независимо от уровня дохода, может
найти товар, соответствующий его покупательской способности, а компании – получить
прибыль.
Для увеличения объёма продаж и повышения
покупательского спроса предприниматели используют разные средства: активная
рекламная кампания, скидки и распродажи, яркие упаковки, на которых зачастую
отображается недостоверная информация о товаре. В свою очередь рациональное
поведение потребителя предполагает критическое отношение к рекламе,
внимательное изучение и анализ информации о товаре, сопоставление продуктов по
цене и качеству.
В качестве примера хочу привести ситуацию из
личного социального опыта. В качестве геля для умывания я долгое время
использовала средство от Garnier «Основной уход. Экстракт винограда». На
этикете указано, что в составе продукта 96% натуральных компонентов, упаковка
приятного зелёного цвета, что вызывает ассоциацию с растением, а в перечне
ингредиентов представлен список компонентов, поэтому, принимая во внимание
сравнительно низкую цену, я приобрела данный товар. Под «натуральными
ингредиентами» производитель подразумевает Sodium Lauryl Sulfate, также
известный, как SLS, который, как заявлено в составе зелёным шрифтом, произведён
из кокоса. Однако лауриловый спирт, несмотря на то, что он действительно
содержится в некоторых растительных маслах, в промышленных масштабах
синтезируют из этилена, и обычно данное вещество позиционируют как
синтетическое. Аналогичная ситуация и с другими компонентами в составе геля. Таким
образом, производитель, действительно, смог привлечь моё внимание к продукту,
пусть и не совсем честным способом, а я как покупатель не смогла рационально
оценить товар.
В заключение можно утверждать, что в условиях
жёсткой конкуренции предприниматели используют разные средства для того, чтобы
привлечь покупателя к своему товару, причём не всегда добросовестные, но
конечно решение о приобретении продукта остаётся за потребителем.