Поиск

"Глаз покупателя – в руках продавца" (японская мудрость)


В данном высказывании ведётся размышление на тему отношений участников рынка – продавца и покупателя, что особенно актуально в условиях современной рыночной экономики.
Основная мысль высказывания состоит в том, что продавец и покупатель взаимодействуют на рынке, реализуя противоположные цели: продавцу нужно продать свой товар как можно дороже, поэтому он привлекает покупателя разными способами, рассказывает о товаре, проводит активную рекламную кампанию и зачастую вводит потребителей в заблуждение; покупатель же заинтересован в приобретении качественного товара по наименьшей цене, поэтому обращает внимание на внешний вид продукта, его качество, информацию о составе. Я частично согласна с японской мудростью: продавец действительно способен оказывать влияние на покупателя, но конечное решение – какому товару отдать предпочтение – зависит только от потребителя.
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Предпринимательство – самостоятельная инициативная экономическая деятельность, осуществляемая на свой с трах и риск и направленная на систематическое получение прибыли. Выделяют следующие типы предпринимательства: производственное, коммерческое, посредническое, финансовое, страховое и другие. Однако все они имеют общую цель – получение прибыли. Перед началом реализации продукции предприниматель должен найти свой сегмент рынка – определить свою группу потребителей. По экономическому критерию – решить, ориентироваться на бедных или богатых покупателей, по демографическому – на мужчин или на женщин и каких возрастов, по географическому – решить, в каком районе разместить торговые точки, по поведенческому – определить мотивацию поведения потенциальных покупателей. Таким образом, на рынке будет представлен именно тот товар, который нужен потребителю, что является непременным условием успеха предпринимательской деятельности.
В качестве примера хочу привести факт из общественной жизни. Сегодня за внимание потребителя соревнуется множество компаний, производящих мобильные телефоны: «Samsung», «Apple», «Nokia», «Lenovo», «Xiaomi», «Sony» и другие. Каждая из них ориентируется на разные группы покупателей: «Apple» - на более состоятельных, «Xiaomi» - на менее обеспеченных. Таким образом, каждый человек, независимо от уровня дохода, может найти товар, соответствующий его покупательской способности, а компании – получить прибыль.
Для увеличения объёма продаж и повышения покупательского спроса предприниматели используют разные средства: активная рекламная кампания, скидки и распродажи, яркие упаковки, на которых зачастую отображается недостоверная информация о товаре. В свою очередь рациональное поведение потребителя предполагает критическое отношение к рекламе, внимательное изучение и анализ информации о товаре, сопоставление продуктов по цене и качеству.
В качестве примера хочу привести ситуацию из личного социального опыта. В качестве геля для умывания я долгое время использовала средство от Garnier «Основной уход. Экстракт винограда». На этикете указано, что в составе продукта 96% натуральных компонентов, упаковка приятного зелёного цвета, что вызывает ассоциацию с растением, а в перечне ингредиентов представлен список компонентов, поэтому, принимая во внимание сравнительно низкую цену, я приобрела данный товар. Под «натуральными ингредиентами» производитель подразумевает Sodium Lauryl Sulfate, также известный, как SLS, который, как заявлено в составе зелёным шрифтом, произведён из кокоса. Однако лауриловый спирт, несмотря на то, что он действительно содержится в некоторых растительных маслах, в промышленных масштабах синтезируют из этилена, и обычно данное вещество позиционируют как синтетическое. Аналогичная ситуация и с другими компонентами в составе геля. Таким образом, производитель, действительно, смог привлечь моё внимание к продукту, пусть и не совсем честным способом, а я как покупатель не смогла рационально оценить товар.
В заключение можно утверждать, что в условиях жёсткой конкуренции предприниматели используют разные средства для того, чтобы привлечь покупателя к своему товару, причём не всегда добросовестные, но конечно решение о приобретении продукта остаётся за потребителем.