Поиск

"Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации" (Д.В. Иванов)


Д. В. Иванов в предложенном высказывании говорит о критерии разделения общества на группы. По его мнению, именно информация, полученная в ходе образования, а не уровень доходов, становится тем способом, который позволяет людям перемещаться в социальной структуре, повышая свой социальный статус.
Чтобы полнее раскрыть смысл данного высказывания, обращусь к теории. Социальная дифференциация, о которой говорит Д. В. Иванов, — это разделение общества на различные социальные группы, занимающие разное положение в обществе. Также с понятием социальная дифференциация связано понятие социальной стратификации - дифференциация людей в обществе в зависимости от их дохода, уровня образования, доступа к власти и социального престижа на расположенные по иерархии слои. Как видно из определения, критериями социальной стратификации является власть, престиж, уровень доходов и уровень образования. Именно о том, что образование, а не доход становится важным критерием деления общества на группы, и говорит Д. В. Иванов в предложенном для анализа высказывании. Чем больше знаний, полученных в ходе образования, человек имеет, тем выше он расположен в социальной структуре. Человек с помощью социальной мобильности изменяет своё положение в обществе. Социальная мобильность - перемещения индивида или социальной группы в социальной структуре общества путем перехода из одной социальной группы в другую. Это происходит с помощью социальных лифтов - пути, по которым и благодаря которым происходят перемещения людей из одних социальных групп в другие в результате чего меняется их социальное положение. К каналам социальной мобильности можно отнести брак, спорт, шоу-бизнес, образование. Образование и в качестве социального лифта имеет большое значение, потому что обладание знаниями, информацией позволяет достигать высокого положения в обществе. Таким образом, можно сказать, что образование и полученные в ходе него знания действительно являются важным фактором социальной дифференциации.
Чтобы доказать свои слова, приведу пример из истории России XVIII века. М.В. Ломоносов был сыном рыбака, был не богатен, но благодаря тяге к знаниям он смог поступить в высшее учебное заведение в России, учился даже заграницей. Именно в учебных заведениях он и получил большое количество знаний из различных сфер жизни. Нам он известен как человек, который проявил себя не только в различных областях науки, но даже и в искусстве, благодаря чему он смог добиться высокого положения, его знали многие при императорском дворе. Этот пример показывает, что именно с помощью образования, знаний можно получить высокий социальный статус в структуре общества.
Также хочу привести смоделировать ситуацию. Допустим, есть Петр Иванов, который получил наследство от скончавшегося во Франции двоюродного дяди, у которого кроме Петра больше не было наследников. Поэтому Петр, который был сиротой, был беден, не имел качественного образования, не смог правильно распорядиться деньгами, а потратил их на личные удовольствия: купил себе дорогой смартфон, дорогую машину. Через 10 месяцев у Петра закончились деньги, и он практически остался ни с чем, вернувшись на то же социальную позицию, что и был до получения наследства. Таким образом, видно, что образование играет важную роль и человек, который не имеет знаний, информации, как владеть деньгами, не сможет ими правильно распорядиться.
Таким образом, образование на самом деле имеет важное значение не только как критерий социальной стратификации, но и как канал социальной мобильности.