В этом высказывании автор поднимает идею
противоречивости общественного прогресса. По его мнению, человечество не может
до конца знать, к каким последствиям приведёт прогресс. Это высказывание можно
рассмотреть в двух аспектах – сущность общественного прогресса и способы его
достижения и противоречивость общественного прогресса. Я согласен с автором
высказывания, чтобы доказать свою позицию обратимся к теоретической
аргументации.
Для обоснования своей позиции обратимся к
теоретическому смыслу первого аспекта. В своём высказывании автор говорит об
общественном прогрессе, под которым в обществознании понимается развитие
общества от простого к сложному. Способами достижения общественного прогресса
являются эволюция – постепенное изменение общества, реформа – преобразования,
вводимые законодательным путём, и революция – масштабные преобразования,
затрагивающие фундамент общества. Как мы видим из определения, прогресс
указывает нам только направление – от простого к сложному, не решая, что будет
в результате таких преобразований, на что и обращает внимание автор. Таким
образом, крайне важно научиться понимать последствия, которые может повлечь за
собой общественный прогресс.
Проиллюстрируем эти теоретические положения
на конкретном примере из истории. Известный изобретатель, Альфред Нобель
увидев, как трудно работать шахтёрам, изобрёл динамит, для того, чтобы они
могли подрывать пласты земли, а не выкапывать их вручную. Несомненно, Нобель
преследовал благие цели, стремясь помочь шахтёрам. Тем не менее, вскоре динамит
стали использовать в военных целях для подрыва домов, техники и людей. Таким
образом, этот пример наглядно иллюстрирует, что прогресс может оказаться злом в
чужих руках.
Для обоснования своей позиции обратимся к
теоретическому смыслу второго аспекта. В своём высказывании автор говорит о
противоречивости общественного прогресса, так как мы не можем быть уверены до
конца, к чему приведет изобретение той или иной вещи, открытие чего-то нового,
издание нового закона. В будущем это может привести даже к глобальным проблемам
и уничтожению человечества. Таким образом, именно этим объясняется нежелание
некоторых учёных представлять общественности свои изобретения.
Проиллюстрируем эти теоретические положения
на модели социальной ситуации. Учёный R. Открыл новый химический элемент.
Посчитав, что в дальнейшем этот элемент может быть использован при разработке
нового вида вооружения, учёный решил оставить не заявлять об этом открытии.
Таким образом, этот пример наглядно иллюстрирует сложность расчёта результатов
прогресса.
Таким образом, приведённые выше примеры,
подтверждают справедливость сказанных автором слов.
"Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло" (Й. Хейзинга)
"Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло" (Й. Хейзинга)
В предложенном мне высказывании автор говорит о противоречивости общественного
прогресса. По его мнению, прогресс имеет как положительные, так и отрицательные
последствия.
Чтобы лучше
понять смысл высказывания, обратимся к теории. Ключевым понятием данного высказывания
является понятие прогресса. Прогресс – направление общественного развития от
низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. А общество, в
котором и происходит прогресс, — это обособившаяся от природы, но тесно с ней
связанная часть материального мира, которая включает в себя способы
взаимодействия людей и формы их объединения.
Существуют основные признаки общественного прогресса: переход от высшего
к низшему, применимость как ко всему обществу, так и его отдельным элементам,
относительность (понятие прогресса не применимо к некоторым областям
общественной жизни) и, наконец, противоречивость, о которой говорит автор
высказывания. Но также есть и те показатели, по которым можно понять, что
происходит прогресс, и эти показатели называются критериями общественного
прогресса. К ним можно отнести и возрастание степени свободы человека, и
совершенствование нравственности людей, и прогресс науки и техники, и рост
уровня производительности труда и благосостояния народа, и демократичность общества.
Но, как и было выше сказано, общественный прогресс – это противоречивое
явление, так как одно и тоже явление может иметь как положительные, так и
отрицательные последствия. Таким образом, действительно, прогресс лишь
показывает направление общества, но как воспользуются достижениями (во благо
или во вред) зависит уже от человека.
Чтобы
подтвердить свои слова, приведу пример из общественной жизни. В газете было
написано об Интернете в нашей жизни. Интернет появился в жизни людей
относительно недавно благодаря научно-техническому прогрессу. В статье было
сказано, что Интернет, с одной стороны, позволяет общаться с другими людьми,
которые находятся на другом конце мира, делать покупки в Интернет-магазинах,
большое количество информации, что упрощает процесс самообразования,
возможность работать удаленно. Всё это облегчает нашу жизнь, делает ее проще и
интересней. Но, с другой стороны, Интернет довольно негативное влияет на
человека. Например, некоторые люди настолько увлекаются виртуальной жизнью, что
начинают предпочитать ее реальной, оказывает большое влияние на зрение
человека, ухудшая его, теряется навык реального общения, общения «вживую», а
также человек начинает быть зависим от Интернета, наносится зачастую материальный вред от мошенников в социальных
сетях. Этот пример показывает, что такое явление, как Интернет, как достижение
научно-технического прогресса, имеет как позитивные, так и негативные стороны,
что и говорит о его противоречивости.
Также
хотелось бы привести пример из истории. В XX веке
активно происходит изучение ядерной физики. Ядерная энергетика, используемая в
производстве, является экологически чистой, так как нет выбросов в атмосферу,
стоимость ниже, чем у большинства других источников энергии, кроме того, не
происходит загружения перевозками угля железнодорожного транспорта. Но, с
другой стороны, ядерная физика стала использоваться в создании атомного оружия,
которое и было использовано в 1945 году, когда США сбросила атомные бомбы на
города Хиросиму и Нагасаки, что привело к гибели многих людей, ухудшение
здоровья, а также ухудшение экологической обстановки. Таким образом, мы видим,
что данное прогрессивное достижение науки, которое было призвано улучшить жизнь
людей, стало причиной большой трагедии не только для Японии, но и всего мира.
Итак,
действительно, прогресс – противоречивое явление, которое имеет как
положительные, так и отрицательные стороны.