Поиск

"Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить" (У. Шекспир)


В данной цитате автор поднимает идею роли мышления в жизни человека. Автор считает, что физические качества человека позволяет ему существовать, в то время как умственные и социальные качества позволяют иметь всесторонне развитую жизнь. Эту тему можно рассмотреть в двух аспектах: социальная сущность человека и биологическая. Я разделяю позицию автора.
Для обоснования своей позиции обратимся к теоретическому смыслу первого аспекта. Человек является частью природы, но неразрывно связан с обществом, в чем и проявляются две его сущности - биологическая и социальная. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физическом строении, рефлексах и инстинктах. Автор подразумевает именно эту сущность человека словами "видеть и чувствовать", подчеркивая, что эти качества являются фундаментальными, определяющими его физическое существование. Этими качествами человек очень схож с животными, соответственно, судя по ним человека можно назвать только индивидом, единичным представителем человечества как вида.
Приведу конкретный пример из СМИ, подтверждающий вышеупомянутые теоретические положения. В 1970-х годах в США была обнаружена девочка, которая провела в запертой комнате много лет. Она могла видеть, слышать, издавать звуки, чувствовать. Однако все годы, которые она провела взаперти нельзя назвать полноценной жизнью, ведь она не развивалась умственно, не размышляла, а вела себя как животное. Проявляла свою биологическую сущность, соответственно, не жила, а существовала. Таким образом, для того чтобы вести полноценную жизнь человека, не достаточно плыть по течению и опираться только на свои рефлексы, инстинкты и органы чувств. Важно развиваться умственно, проявлять свою социальную сущность.
Еще одним аргументом может служить произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", которое я прочитала. Главный герой этого произведения, князь, оказывается вдали от общества. Вскоре он начинает забывать, как говорить и перестает понимать человеческую речь. Начинает ходить на четвереньках, как многие животные, охотится, как они. Он деградирует, перестает вести умственную деятельность, размышлять. У него нет целей, он не задумывается ни о чем, не общается ни с кем, а лишь руководствуется инстинктами. Единственное, что отличает его от животного - особенности строения его тела. Такой бытие нельзя назвать жизнью, а лишь простым существованием.
Рассмотрев примеры и теоретические положения, можно сделать вывод о том, что мышление играет важную роль в отличие человека от животного, в его жизни. Благодаря мышлению люди ставят себе цели, планируют будущее, самореализуются в различных сферах жизни, проявляя свою социальную природу, а значит, по-настоящему живут, а не существуют.