Поиск

"Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласны заплатить" (А. Смит)

Суть этого высказывания состоит в следующем: компания-монополист пользуется своим положением единственного игрока на рынке для того, чтобы выставлять за свой товар или услугу цену, которую регулирует лишь сам монополист и уровень дохода потребителей; обычно цена услуги или товара компании-монополиста максимальна, так как основная цель монополиста - извлечь максимальную выгоду из своего предприятия.
Монополия - это один из видов конкуренции на рынке, суть которого заключается в том, что определенный товар или услугу продает лишь одна компания. Рынок - это совокупность процессов и процедур, способствующих обмену продукции между поставщиками и потребителями. Рынок является чертой рыночной экономики; его не существует ни в командной экономике, ни в традиционной. Существует много разновидностей рынков: рынок товаров и услуг, рынок труда, фондовый рынок и т.д. Кроме монополии, различают следующие разновидности конкуренции: олигополия (несколько крупных игроков, делящих большие доли рынка между собой, к примеру, рынок мобильной связи в РФ), монополистическая конкуренция (товар имеет какие-либо свойства, серьезно отличающие его от остальных товаров, к примеру, рынок бытовой техники), чистая конкуренция (продаются одинаковые по своей сути товары, и ничего не может повлиять на установку цен, к примеру, рынок сельскохозяйственной продукции). Конкуренция выполняет регулятивную, санирующую, распределительную и другие функции.
В качестве примера, доказывающих верность высказывания А. Смита, можно привести деятельность магазинов duty-free в аэропортах, таких как Шереметьево, Домодедово, Пулково. Так как конкуренции магазинов в аэропортах нет, они завышают цены гораздо выше рынка. Так, обычная питьевая негазированная вода марки "Х", которая в сетевом магазине в соседнем с Шереметьево городе Химки стоит 30-40 рублей, в магазине аэропорта стоит больше 100 рублей.
Ещё один аргумент можно привести из истории СССР. Несмотря на то, что в Союзе была командная экономика, был и "черный" рынок (теневая экономика), неподконтрольный государству. Неофициально продавали заграничные товары, и в большинстве случаев за пределами городов-миллионеров этим занималась лишь одна группа людей в определенной географической области, что позволяло фарцовщикам (продавцам запрещённого товара) повышать цены на свои товары, так как не было бы конкурента, у которого ниже цена или больше ассортимент.
Подытоживая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: монополия - далеко не самый оптимальный для потребителя тип конкуренции, так как он лишает потребителя возможности выбора.