Данное высказывание посвящено проблеме разделения властей и
их взаимодействия, роли выполняемых ими функций в жизни государства.
Актуальность данного вопроса обусловливается стремлением России стать правовым
государством, ключевая роль в котором принадлежит принципу разделения властей.
Руссо считает, что государство сравнимо с целостным
организмом, где законодательная власть выступает основой движущей силы,
сердцем, а исполнительная приводит все в действие подобно мозгу.
Говоря иначе, законодательная власть – основной институт
государства, поэтому – его сердце. На исполнительную власть возложена
ответственность за максимально рациональное использование ресурсов по
реализации политики государства, поэтому – его мозг. Как и в живом организме,
сердце и мозг действуют слаженно и не могут замещать друг друга, так и в
здоровом государстве происходит взаимодействие ветвей власти, считается
недопустимым совмещение их полномочий в одном лице.
Я согласен с французским мыслителем. Из курса
обществознания мы знаем, что принцип разделения властей один из столпов
правового государства, смысл деятельности которого в осуществлении прав и
свобод человека. Сущность же данного принципа в пресечении сосредоточения
власти в одних руках и возможных злоупотреблений этим, поэтому каждая ветвь
власти осуществляет только присущую ей функцию без права подменять деятельность
другой ветви. Однако, если никакая из трех ветвей не выйдет на первую позицию,
то это приведет к постоянной борьбе между ними за главенствующую роль, что
скажется негативно на развитии государства. Поэтому в правовом государстве
ведущее место занимает законодательная власть, так как именно она придает
политическим решения форму закона. Исполнение законов и координирование всех
органов по реализации государственных задач осуществляет исполнительная власть.
Такая система государственного устройства при главенствующем положении
парламента именуется парламентаризмом. Гарантией от всевластия какой-либо ветви
является система сдержек и противовесов.
Например, право выражать недоверие правительству
парламентом в России сбалансировано возможностью роспуска его нижней палаты
президентом. Парламент же обладает возможностью отстранить президента от
должности в ходе импичмента, осуществляемого также при участии судебной власти.
Попытки ввести разделение властей предпринимались еще в
Российской империи в 1906 году. Однако, в июне 1907, правительство во главе с
П. Столыпиным не смогло наладить взаимодействие с Думой, в результате чего
Николай II распустил Думу и принял самостоятельно новый закон о её выборах.
Произошедший роспуск вошел в историю как «Третьеиюньский переворот».
К сожалению, не так давно в нашей истории было более
жесткое столкновение между рассматриваемыми нами ветвями власти в лице
президента Б. Ельцина и Верховного Совета во главе с Р. Хасбулатовым, которое
вылилась в вооруженный конфликт.
Таким образом, чтобы государство не оказалось
парализованным или погибло, необходимо не просто разделение властей, но их
четкое взаимодействие, система эффективных сдержек и противовесов. Только тогда
и мозг, и сердце будут работать исправно.