В данном высказывании поднимается проблема необходимости
участия индивида в процессе как своей социализации, так и в процессе
социализации других индивидов. Указанная проблема актуальна, так как процесс
социализации протекает на протяжении всей жизни человека. Сама же социализация
невозможна без общества, успешность её протекания в некотором роде зависит и от
социальных агентов, которые представляют собой совокупность других индивидов.
Автор убеждает нас, что личность как субъект сама проходит
этапы социализации, а как к объекту к ней предъявляются обществом определенные
требования.
Я согласен с Мельниковой в том, что в ходе становления
личности индивид представляет собой не только субъект, но и объект данного
процесса.
Во-первых, большинством современных социологов социализация
рассматривается в виде взаимодействия между индивидами, внедряющие в общество
системы норм и ценностей, и принимающие уже установленные им самим. В
частности, индивид должен воспринять и следовать принятым в его социальной
группе определенным правилам поведения. Следовательно, пройти через процесс
социализации в отсутствии общества невозможно. Становление личности во многом
зависит от общественных идей и ценностей, которые в процессе социализации
перенимает индивид. Иногда принятие конкретных норм может происходить
одновременно тысячами людей, уже наладивших своё отношение с определённым
социальным агентом. Так патриархом Никоном в 50-ых, 60-ых годах XVII века была
проведена церковная реформа, согласно которой изменялись некоторые ранее
действующие обряды и религиозные тексты. Новые нормы приживались тяжело, а
какой-то частью верующего населения были вообще не приняты. В результате этого,
появился церковный раскол и новое религиозное течение - старообрядцы.
Во-вторых, в процессе социализации огромное значение имеют
социальные агенты - конкретные люди или их объединения, ответственные за
получение и усвоение норм и ценностей. Каждый индивид выступает одновременно
как объект (составной элемент агента) и субъект социализации (лицо, принимающие
нормы и ценности). В подтверждение этому можно упомянуть то, как герои романа
Льва Николаевича Толстова «Война и мир» Пьер Безухов и Андрей Болконский влияли
друг на друга в течение жизни. Опустошенный и поникший князь Андрей встречается
с Пьером на корабле, «заражается» его энтузиазмом, жизненные целями помощи всем
вокруг и отправляется в Петербург для работы над военной реформой под
руководством Сперанского. Так Пьер Безухов выступает неформальным институтом
(друзья) и оказывает влияние на жизнь и мировоззрение князя Андрея.
Таким образом, каждый человек является частью группы (агента)
влияющей на социализацию определенного индивида и одновременно с этим сам
является объектом социализации, усваивая закрепленные обществом нормы, модели
поведения, роли и статусы.