Высказывание знаменитого немецкого поэта посвящено проблеме
социальных регуляторов, а именно сущности права, его признакам и соотношению с
моралью. В современном обществе соблюдение требований права и морали выступает
нормальным условием его функционирования, поэтому затронутая проблема относится
к числу актуальных.
По мнению автора, нормы права наряду с нормами морали,
регулируя общественную жизнь, делая ее более упорядоченной и организованной,
выступают общепринятыми ограничителями поведения. Соблюдение норм права
обеспечивается силой государства, соблюдение норм морали - силой общественного
мнения.
Я согласен с мнением Гете. Обратимся к теоретическому
обоснованию проблемы. Правом именуются совокупность издаваемых государством
норм, характеризующихся общеобязательностью исполнения, формальной
определенностью, наличием ответственности за нарушение.
В таком базовом определении право фактически совпадает с
законом и обозначается позитивным правом. Также есть естественное право,
вытекающее из самой природы человека. К нему относятся право на жизнь,
неприкосновенность, труд и др.
Говоря о приличиях, автор подразумевает мораль, т.е.
правила поведения, основанные на укоренившихся в сознании людей представлениях
о добре и зле. Следование человеком данным нормам обеспечивается воздействием
на него самого общества. Такое воздействие может проявляться в нравственном
порицании, предупреждении, исключение из коллектива и т. д. За нарушение же
норм права виновному лицу назначается наказание государством. Такое ограничение
свободы в поведении людей уподобляет право и мораль мирным формам насилия, так
как они способствуют развитию общества и сохранению в нем порядка.
Например, за кражу чужого имущества грозит наказание в виде
лишения свободы, установленное Уголовным кодексом РФ.
Примером действия силы общественного мнения будет ситуация,
если ученик не выполнит свои обещания, безответственно отнесется к поручениям
товарищей, а одноклассники объявят ему бойкот.
Необходимо также сказать, что, несмотря на провозглашение в
России ценностей демократии и правового государства, наблюдается отрицание
действенности права, то есть правовой нигилизм. Это во многом объясняется
историческим развитием страны, когда на законодательном уровне признавалось
крепостное право, лишавшее людей прав и свобод, тоталитарным режимом в годы
СССР и другими факторами. Также должным образом в обществе неразвита
соответствующая правовая культура.
Подводя итог сказанному, отметим еще раз, что
обеспеченность права и морали соответствующими силами так же необходима в
регулировании и упорядочении общественных отношений, как и справедливость
содержащихся в них норм, наличия в обществе высокой правовой культуры.