Поиск

"Есть две мирные формы насилия: закон и приличия" (И.В.Гете)

Высказывание знаменитого немецкого поэта посвящено проблеме социальных регуляторов, а именно сущности права, его признакам и соотношению с моралью. В современном обществе соблюдение требований права и морали выступает нормальным условием его функционирования, поэтому затронутая проблема относится к числу актуальных.
По мнению автора, нормы права наряду с нормами морали, регулируя общественную жизнь, делая ее более упорядоченной и организованной, выступают общепринятыми ограничителями поведения. Соблюдение норм права обеспечивается силой государства, соблюдение норм морали - силой общественного мнения.
Я согласен с мнением Гете. Обратимся к теоретическому обоснованию проблемы. Правом именуются совокупность издаваемых государством норм, характеризующихся общеобязательностью исполнения, формальной определенностью, наличием ответственности за нарушение.
В таком базовом определении право фактически совпадает с законом и обозначается позитивным правом. Также есть естественное право, вытекающее из самой природы человека. К нему относятся право на жизнь, неприкосновенность, труд и др.
Говоря о приличиях, автор подразумевает мораль, т.е. правила поведения, основанные на укоренившихся в сознании людей представлениях о добре и зле. Следование человеком данным нормам обеспечивается воздействием на него самого общества. Такое воздействие может проявляться в нравственном порицании, предупреждении, исключение из коллектива и т. д. За нарушение же норм права виновному лицу назначается наказание государством. Такое ограничение свободы в поведении людей уподобляет право и мораль мирным формам насилия, так как они способствуют развитию общества и сохранению в нем порядка.
Например, за кражу чужого имущества грозит наказание в виде лишения свободы, установленное Уголовным кодексом РФ.
Примером действия силы общественного мнения будет ситуация, если ученик не выполнит свои обещания, безответственно отнесется к поручениям товарищей, а одноклассники объявят ему бойкот.
Необходимо также сказать, что, несмотря на провозглашение в России ценностей демократии и правового государства, наблюдается отрицание действенности права, то есть правовой нигилизм. Это во многом объясняется историческим развитием страны, когда на законодательном уровне признавалось крепостное право, лишавшее людей прав и свобод, тоталитарным режимом в годы СССР и другими факторами. Также должным образом в обществе неразвита соответствующая правовая культура.
Подводя итог сказанному, отметим еще раз, что обеспеченность права и морали соответствующими силами так же необходима в регулировании и упорядочении общественных отношений, как и справедливость содержащихся в них норм, наличия в обществе высокой правовой культуры.