Знаменитый китайский философ и мыслитель затрагивает
проблему процесса познания и его форм, их единства, и в частности посвящено
чувственной форме познания. Проблемы познания были и остаются актуальными в
обществе всегда, так как человек во все времена пытался познать себя, мир,
добраться до истины. К тому же, познавательную деятельность многие философы
выделяли как главную способность, отличающую человека от животного. По мнению
автора, познание очень сложный процесс, в ходе которого не стоит полностью опираться
на знания, получаемые с помощью органов чувств, так как познавательная
способность чувств ограниченна, и они не могут дать человеку всей полноты
знаний об изучаемом объекте.
Я частично согласен с мнением автора. На мой взгляд,
в процессе познания важно, чтобы чувственная форма была тесно связана с
рациональной. Это позволит добиться получения истинного знания об объекте и не
попасть в заблуждение.
Рассмотрим теоретическое обоснование проблемы. Как известно
из курса обществознания, познанием называют процесс приобретения знаний. Наряду
с трудом и игрой, познание является ведущей деятельностью человека, цель
которой состоит в получении объективных знаний об окружающей действительности,
т.е. истины. Выделяют чувственную форму познания и рациональную. Структура
первой складывается из таких элементов как ощущение, восприятие и
представление. Ощущения помогают нам изучить отдельные свойства предметов и
явлений. Например, каждый может ощутить запах или вкус малины, или скажем,
тепло и холод. В ходе восприятия у человека создается целостное видение всех
свойств предмета. Так, у человека, рассматривающего картину, каждую ее деталь,
формируется целостный облик в своем сознании. Посредством представления в
сознании человека сохраняется определенный образ предметов и явлений без их
непосредственного взаимодействия. Человек, покинув музей, вечером может
вспомнить об этой картине, если она произвела на него впечатление. Вместе с тем
наши чувства не всегда передают реальное положение дел. Например, ложка в
стакане с водой выглядит искривленной. Не доступны человеческому восприятию
многие явления и процессы социальной жизни, скажем духовные ценности – убеждения,
вера, совесть. Именно в этом и заключается сложность познания мира по средствам
чувственного познания.
Ярким примером ограниченной познавательной способности
чувств может служить сама история, случившаяся с Конфуцием и описанная в
китайском энциклопедическом произведении «Вёсны и осени господина Люя». Суть ее
в том, что пока ученик Конфуция готовил рис, сам философ уснул. Проснувшись и
открыв глаза, он вдруг увидел, что его ученик якобы выхватил из котла немного
риса и съел. Конфуций сделал вид, что ничего не заметил, но решил
удостовериться в честности ученика. Он рассказал ему о приснившемся покойном
отце и о том, что теперь необходимо почтить его память и принести жертву его
душе лишь чистой нетронутой пищей. Ученик ответил, что это невозможно, так как
в котел упал уголек, и его пришлось достать и съесть, чтобы устранить недоброе
предзнаменование! И мыслитель, вздохнув, произнес вышеупомянутую нами фразу.
Как вы видите, Конфуций столкнулся с ограниченной
возможностью чувств отобразить и познать характер человека и ввел себя сначала
в заблуждение по поводу честности своего ученика. Но, думаю, не стоит
категорически отрицать и не доверять своим чувствам, ведь это единственный
канал связи человека с окружающим миром, без которого человек утратит
способность и к познанию, и к мышлению.
Именно чувства дают нам тот материал, на котором базируется
рациональное познание. Конкретным фактическим примером можно назвать историю
развития современной аэродинамики. Так, Н.Э. Жуковский, основоположник
аэродинамики, прежде чем разработать математическую модель крыла для
летательных аппаратов, наблюдал за полетами птиц. Налицо взаимосвязь двух форм
познания.
Подводя итог, мы убедились, что процесс познания мира
является одним из наиболее сложных и противоречивых видов деятельности
человека. Чувственное познание имеет определенные возможности и границы и,
чтобы не попасть в заблуждение, следует в процессе познания полагаться на
обязательное участие и единство и чувственного и рационального познания.