Вовенарг считал, что нравы (также, возможно, обычаи,
традиции, мораль) имеют способность портится, причем так что их исправление
(восстановление) будет проходить дольше и сложнее. Возможно это так, но давайте
разберемся в теории.
Нравы — это специфические установки поведения и действий,
образованных в определённом обществе под влиянием моральных норм и религиозных
верований. А моральные нормы или мораль – это совокупность принятых в обществе
норм, влияющих на поведение, определяющие отношения между людьми. Но есть
нравственность – это внутренние установки человека, его личный кодекс,
устанавливающий поведение, отношение и иное. Функции морали ясны — это
регулятивное — регулирует поведения и отношений в обществе; ценностные -
определяют идеалы человека; мотивационные — призывает человека к действию в
определенной ситуации; и другие. Хорошо, но если данная цитата верна, то нравы
способны легко портится и становится архаичными элементами, ведущие общество к
стагнации или даже деградации. Да и их модернизация или реформирование может
затянуться на долгое время, если, конечно, общество не откажется от них. Если
данная цитата не верна, то нравы способны долго оставаться актуальными и, если
обществу нужно изменение, моральные нормы будут тоже способны измениться или сохраниться,
не тормозя общее движение прогресса.
Можно привести пример из истории. Средневековье в Европе –
время создания государственности и восхождения Церкви. Церковь, как социальный
агент должен был внедрять первичную мораль и нравственность (заповеди, библия,
живописания святых). Но со временем моральные нормы устарели и были осуждены.
Прощение душе покупалась за деньги (продажа индульгенций). Инакомыслие
уничтожалась инквизицией и иезуитами (обществом Христа). Вместо прогресса,
Европа погрузилась в стагнацию на несколько столетий. Науку подавляли, ученых
сжигали, а мораль оскверняли. Только время помогло реформировать нравы.
Читая газету «Ведомости», я заметил интересный пример.
Группа ученых провела исследование и определила, что первичные нравы остались
не изменены с давних времен. Табу в некоторых обществах остается, и не
подвержено реформам. Например, в современной и древней Греции, как и во многих
обществах запрещено поедание себе подобных (но стоит помнить об аборигенах
Африки, где еще обитают изолированные племена людей в чьем быту каннибализм одобряется
и не внесен в табу).
Таким образом, мы можем видеть, что нравы в определенных
ситуациях способны так портится, так оставаться актуальными. Все это зависит от
общества, его развития, влияния других культур и иного. А исправление нравов,
может занять от нескольких лет до столетий. И опять же, это зависит от
множества факторов начиная от географических заканчивая религиозными.