В данном высказывании поднимается тема семьи, а именно роль
семьи в процессе формирования человеческой культуры. Автор утверждает, что
институт семьи играет в жизни общества важную роль, так как в нем в еще
формирующуюся личность закладываются основы человеческой культуры.
Я согласен с мнением И. Ильина. Рассмотрим теоретическую
сторону затронутой мыслителем темы. Семья – это социальный институт, включающий
в себя совокупность социальных норм, санкций и образцов поведения, которые
регламентируют взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, а также
другими родственниками.
Семья выполняет целый ряд функций, в частности:
репродуктивную, хозяйственно-экономическую, социально-статусную,
духовно-нравственную, воспитательную и др. Духовно-нравственная и
воспитательная функции семьи тесно сопряжены с социализацией, под которой
понимают осуществляющийся в течение всей жизни человека процесс формирования
личности, развития социально значимых качеств и усвоения социальных и
культурных норм. Семья является важным агентом социализации, именно в ней
закладываются основные представления индивида о социальных, культурных и
моральных нормах.
Семья является основным агентом первичной социализации.
Именно семья окружает человека на первичных стадиях его развития, от семьи
ребенок усваивает базовые представления об окружающем мире и о своем месте в
нем. Агенты вторичной социализации (школа, университет, государственные
структуры, трудовой коллектив) лишь корректируют усвоенные в ходе первичной
социализации нормы и представления, оказывая тем самым менее значимое воздействие
на уже сформировавшуюся личность.
Примером может послужить фильм режиссера М. Гибсона «По
соображениям совести». В данном художественном произведении, в основу которого
легли реальные события времен Второй мировой войны, излагается история о том,
как агенты вторичной социализации (государственные органы, армейские
сослуживцы) безуспешно пытались ресоциализировать молодого человека – адвентиста
по вероисповеданию, отказывающегося брать в руки оружие, ввиду сформировавшихся
у него в период первичной социализации в семье пацифистских воззрений. Агентам
вторичной социализации не удалось переубедить адвентиста и заставить его взять
в руки оружие и начать употреблять в пищу мясо животных, так как данные
убеждения были восприняты им еще в период усвоения норм в семье. Данный пример
иллюстрирует то, что первичная социализация оказывает большее воздействие на
формирование личности, чем вторичная социализация и тем самым является более
значимой.
В качестве второй иллюстрации можно привести факт неудачной
демократизации целого ряда стран Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии,
получивших в результате процесса деколонизации независимость. Так французские
колонизаторы, покидая республику Конго, оставили в ней налаженную европейскую
систему независимого судопроизводства, разделения властей и демократическую
процедуру выборов. Однако сформированные в рамках европейской культуры
демократические институты не смогли нормально функционировать в конголезском
обществе и оставленный французами демократический режим быстро превратился в
авторитарный. Одной из причин неудачной демократизации Конго является
недостаточное внимание французов по отношению к процессу формирования среди
местного населения демократически ориентированных ценностей и навыков. Ни
элита, ни большая часть населения Конго в процессе первичной социализации не
восприняли необходимые для демократии ценности и нормы, а краткосрочная
демократическая социализации уже сформировавшихся как личности конголезцев не
позволила сохранить работающие институты демократии. Таким образом, пример неудачной
демократизации республики Конго иллюстрирует важность первичной социализации в
жизни общества и приоритетность ценностей и норм, заложенных первичной
социализацией, перед нормами и представлениями, полученными в процессе
вторичной социализации.
Резюмируя вышеизложенное, отмечу, что институт семьи играет
в жизни общества важную роль, так как именно в семье закладываются основные
ценности и воззрения, которым индивид будет следовать всю свою дальнейшую
жизнь. Поэтому семью можно назвать первичным лоном человеческой культуры.