Поиск

"Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия" (С.Л. Рубинштейн)

Данное высказывание связано с идеей формирования способностей человека. Смысл высказывания состоит в том, что развитие способностей возможно только при непосредственном участии самого человека.
Я согласен с мнением Рубинштейна, так как способности не возникают сами по себе, их необходимо целенаправленно развивать, а это возможно исключительно в процессе деятельности самого человека.
Обратимся к теоретическим аргументам. Под способностями понимают специфические особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься деятельностью. Способности развиваются из задатков, которые являются лишь биологической предрасположенностью к чему-либо. Но далеко не факт, что если у человека есть задатки, то они разовьются в соответствующие способности. Именно поэтому человек должен стремиться работать над собой, прислушиваться к учителям, родителям и другим близким. Существую общие и специальные способности. К общим относят речь, память, мышление. К специальным можно отнести музыкальные, литературные и другие способности.
В ходе деятельности человек может развить свои способности в талант и даже гениальность. Это наиболее высокие уровни развития способностей. На их развитие может оказать сильное влияние социальное окружение, но без самостоятельной деятельности, например, учебной, трудовой или любой другой эти способности не разовьются.
Рассмотрим конкретные примеры. Особую роль на становление способностей известного физика Андрея Сахарова оказала его семья. Так, его отец, тоже физик, систематически занимался с сыном, мотивировал его на изучение предмета. Все это в итоге позволило Сахарову самостоятельно заняться исследовательской деятельностью, развить в себе способности, которые принесли ему множество достижений. На примере видна важность в формировании способностей и самого человека и агентов социализации.
Ярким примером из литературы служит Мартин Иден, герой одноименного произведения Джека Лондона. Будучи простым моряком, Мартин мечтает стать писателем и начинает упорно учиться, много читает художественной литературы, пишет статьи. В ходе неимоверных усилий к Мартину приходит литературный успех. Пример показывает важность самостоятельной инициативной деятельности человека в «выковывании» своих способностей.
Также можно вспомнить Демосфена, древнегреческого оратора и мыслителя. Он был косноязычен, плохо выговаривал слова. Каждый день он стал приходить на берег моря, набирать в рот камешков и тренировать речь. В итоге он стал известным оратором, то есть смог развить свою способность путем долгих тренировок.
Таким образом, автор был прав. Способность подобна снаряжению, которое выковывается огромными усилиями самого человека в процессе деятельности.