Высказывание советского психолога посвящено дискуссионной
идее о сущности личности человека, ее свойствах и характеристиках, а также
связано с процессами ее формирования и развития, которые являются актуальными
по причине важности становления человека полноценным участником общественных
отношений.
По мнению Рубинштейна, свойства, характеризующие человека
как личность не тождественны индивидуальным свойствам личности, которые
представлены внешними и внутренними особенностями индивида. Свойства личности
есть результат преломления усваиваемых в обществе знаний и ценностей через
призму индивидуальных свойств, что обусловливает в ее структуре наличие общего,
особенного и единичного.
Я разделяю мнение Рубинштейна. В процессе социализации,
внешние и внутренние особенности индивида развиваются, дополняются, испытывают
влияние, как окружающего общества, так и воли самого человека.
Рассмотрим теоретическое обоснование. Каждая личность
изначально является носителем индивидуального начала, которое раскрывается в
социальных отношениях, общении и предметной деятельности. Становление личности
происходит в ходе социализации – процессе усвоения человеческим индивидом
накопленного в обществе социокультурного опыта, т.е. знаний, норм, ценностей,
моделей поведения. Так, в первую очередь, в структуре личности формируется
«общее» – речь, мышление, представление об обществе и его устройстве.
Далее в структуре личности происходит формирование
«особенного», т.е. свойств характера, системы мотивов и задач, способностей,
делающих человека пригодным к сложившимся формам общественно полезной деятельности.
Очень важную роль здесь играет окружение: агенты и институты социализации,
которые могут способствовать развитию врожденных задатков к той или иной
деятельности и формированию общественно-значимого поведения. Это родители,
учителя, сверстники, школа, государство, СМИ.
«Единичное»
заключается в становлении в структуре личности способности самовыражения и
отстаивания своей индивидуальности. Ключевыми характеристиками личности здесь
выступают устойчивость, целостность, независимость убеждений и ценностей.
В качестве яркого примера можно привести становление
личности А.С. Пушкина, русского писателя и поэта. Уже с детства благодаря
бабушке и няне (агенты социализации), он полюбил родной русский язык, на
котором они говорили. Развитию его личности и таланта способствовала просвещенная
семья (институт социализации). В семье часто гостили русские писатели, беседы
которых привлекали внимание подрастающего мальчика и способствовали
формированию представлений об обществе и его устройстве. Велика роль в
формировании личности будущего поэта и такого социального института как школа –
Царскосельский лицей. Профессора лицея воспитывали у своих учеников дух
политического свободомыслия, любовь к Родине и народу. Именно здесь в большей
степени раскрылся поэтический дар, складывались система мотивов и задач
личности, свойства характера и способности Пушкина. Что касается «единичного»,
то Пушкин успешно самореализовался и отстаивал свои социальные и политические
позиции.
Другим ярким примером может служить рассмотрение процесса
становления личности А.Д. Сахарова, советского физика и общественного деятеля.
В детстве на него сильное влияние оказала семья, в частности отец, который был
по образованию физик. Первые пять лет учебы проходили дома, что способствовало
развитию самостоятельности и умению работать. Отец помогал в изучении физики. В
семье царили трудолюбие, поддержка, любовь к литературе и науке. Все это
благотворно влияло на формирование общего и особенного в его личности. Окончив
школу, а затем физический факультет МГУ, Сахаров занялся научной работой.
Впоследствии, участвуя в разработке и испытаниях термоядерного оружия, он все
более острее осознавал неоправданность возможных человеческих жертв. Вскоре он
стал активно выступать за прекращение испытаний ядерного оружия, а затем
возглавил правозащитное движение в СССР. В целом, такие социальные институты
как семья, образование и наука повлияли на развитие врожденных задатков к научной
деятельности и формированию общественно-значимого поведения Сахарова.
Таким образом, становление личности представляет собой
результат влияния окружающего общества, передаваемых им ценностей и знаний в
индивидуальном преломлении человека.