Поиск

"Свойства личности никак не сводятся к её индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное" (С.Л. Рубинштейн)

Высказывание советского психолога посвящено дискуссионной идее о сущности личности человека, ее свойствах и характеристиках, а также связано с процессами ее формирования и развития, которые являются актуальными по причине важности становления человека полноценным участником общественных отношений.
По мнению Рубинштейна, свойства, характеризующие человека как личность не тождественны индивидуальным свойствам личности, которые представлены внешними и внутренними особенностями индивида. Свойства личности есть результат преломления усваиваемых в обществе знаний и ценностей через призму индивидуальных свойств, что обусловливает в ее структуре наличие общего, особенного и единичного.
Я разделяю мнение Рубинштейна. В процессе социализации, внешние и внутренние особенности индивида развиваются, дополняются, испытывают влияние, как окружающего общества, так и воли самого человека.
Рассмотрим теоретическое обоснование. Каждая личность изначально является носителем индивидуального начала, которое раскрывается в социальных отношениях, общении и предметной деятельности. Становление личности происходит в ходе социализации – процессе усвоения человеческим индивидом накопленного в обществе социокультурного опыта, т.е. знаний, норм, ценностей, моделей поведения. Так, в первую очередь, в структуре личности формируется «общее» – речь, мышление, представление об обществе и его устройстве.
Далее в структуре личности происходит формирование «особенного», т.е. свойств характера, системы мотивов и задач, способностей, делающих человека пригодным к сложившимся формам общественно полезной деятельности. Очень важную роль здесь играет окружение: агенты и институты социализации, которые могут способствовать развитию врожденных задатков к той или иной деятельности и формированию общественно-значимого поведения. Это родители, учителя, сверстники, школа, государство, СМИ.
«Единичное» заключается в становлении в структуре личности способности самовыражения и отстаивания своей индивидуальности. Ключевыми характеристиками личности здесь выступают устойчивость, целостность, независимость убеждений и ценностей.
В качестве яркого примера можно привести становление личности А.С. Пушкина, русского писателя и поэта. Уже с детства благодаря бабушке и няне (агенты социализации), он полюбил родной русский язык, на котором они говорили. Развитию его личности и таланта способствовала просвещенная семья (институт социализации). В семье часто гостили русские писатели, беседы которых привлекали внимание подрастающего мальчика и способствовали формированию представлений об обществе и его устройстве. Велика роль в формировании личности будущего поэта и такого социального института как школа – Царскосельский лицей. Профессора лицея воспитывали у своих учеников дух политического свободомыслия, любовь к Родине и народу. Именно здесь в большей степени раскрылся поэтический дар, складывались система мотивов и задач личности, свойства характера и способности Пушкина. Что касается «единичного», то Пушкин успешно самореализовался и отстаивал свои социальные и политические позиции.
Другим ярким примером может служить рассмотрение процесса становления личности А.Д. Сахарова, советского физика и общественного деятеля. В детстве на него сильное влияние оказала семья, в частности отец, который был по образованию физик. Первые пять лет учебы проходили дома, что способствовало развитию самостоятельности и умению работать. Отец помогал в изучении физики. В семье царили трудолюбие, поддержка, любовь к литературе и науке. Все это благотворно влияло на формирование общего и особенного в его личности. Окончив школу, а затем физический факультет МГУ, Сахаров занялся научной работой. Впоследствии, участвуя в разработке и испытаниях термоядерного оружия, он все более острее осознавал неоправданность возможных человеческих жертв. Вскоре он стал активно выступать за прекращение испытаний ядерного оружия, а затем возглавил правозащитное движение в СССР. В целом, такие социальные институты как семья, образование и наука повлияли на развитие врожденных задатков к научной деятельности и формированию общественно-значимого поведения Сахарова.
Таким образом, становление личности представляет собой результат влияния окружающего общества, передаваемых им ценностей и знаний в индивидуальном преломлении человека.