Поиск

"Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств" (Ф. Патрици)

В данном высказывании автор поднимает проблему роли чувственного опыта и рационально-теоретического мышления в познании. Иными словами, автор видит в эмпирических и рациональных действиях индивида источник познания.
Не могу не согласиться с автором, ведь именно данные два варианта получения новой информации образуют полный комплекс процесса познания.
Из курса обществознания нам известно, что познание существует в двух формах – в чувственной и рациональной. При этом для чувственной формы познания необходима работа наших органов чувств (обоняния, осязания и пр.) и мозга как анализатора таковых сигналов. Такое познание имеет три этапа – ощущения, восприятие и представление. Рациональное познание основано на работе разума и также имеет в своем составе три этапа – понятие, суждение и умозаключение.
Следует разобраться с тем, что познание может быть поделено на виды. Ключевым с точки зрения современного общества является научное познание. Оно имеет эмпирический (чувственный) базис и теоретический (рациональный). К примеру, научные работники проводят эксперименты (эмпирика) и затем обосновывают их результаты (теоретическая работа). Религиозное познание из-за сверхъестественного свойства главным образом опирается на теоретическую базу (священные писания и пр.), но в то же время имеет и эмпирическую опору (совершаются обряды, ритуалы и пр.). Житейское познание также проявляет двойственность внутри себя: эмпирическая сторона (проверяем, какой чайник быстрее вскипит) и теоретическая (у меня аллергия на апельсины, значит я их не куплю). Вместе с тем, конечно, возникают случаи, когда нам остается довольствоваться только одной стороной познания. К примеру, не все научные знания практически (эмпирически) доказаны. То, что человек без защитного снаряжения погибнет на поверхности Солнца – не подлежит доказыванию по гуманистическим и иным причинам. Однако с теоретической точки зрения – это неопровержимо. Несмотря на эти исключения, познание все равно проявляется либо в чувственном либо в теоретическом виде либо в их совокупности.
Одним из доказательств такого тезиса является исследовательская деятельность прославленного российского химика Д.И. Менделеева конца 19- начала 20 века. Работая над известной периодической таблицей, ученый проводил десятки экспериментов, а венец творения – периодический закон пришел спустя три дня после напряженной теоретической работы, а известный миф о том, что все это придумано во сне, всего лишь миф.
Следующим примером работы разума и чувств в познании является деятельность адронного коллайдера, запущенного в 2008 году на границе Швейцарии и Франции. Огромная практическая работа ученых и более 100 инженеров со всего мира позволила проводить масштабные эксперименты, результаты которых затем изучались учеными-теоретиками. С помощью данного комплекса (эксперимент + теоретическое обоснование) современный мир получил ценные сведений о «базоне Хиггса» – микрочастицы, имеющей ключевое значение для Вселенной.
Таким образом, для познания действительно необходима работа мозга и эмпирическая деятельность. Я надеюсь, что совокупность этих видов деятельности будет дальше приносить плоды нашему обществу.