В данном высказывании автор поднимает проблему роли
чувственного опыта и рационально-теоретического мышления в познании. Иными
словами, автор видит в эмпирических и рациональных действиях индивида источник
познания.
Не могу не согласиться с автором, ведь именно данные два
варианта получения новой информации образуют полный комплекс процесса познания.
Из курса обществознания нам известно, что познание
существует в двух формах – в чувственной и рациональной. При этом для
чувственной формы познания необходима работа наших органов чувств (обоняния,
осязания и пр.) и мозга как анализатора таковых сигналов. Такое познание имеет
три этапа – ощущения, восприятие и представление. Рациональное познание
основано на работе разума и также имеет в своем составе три этапа – понятие,
суждение и умозаключение.
Следует разобраться с тем, что познание может быть поделено
на виды. Ключевым с точки зрения современного общества является научное
познание. Оно имеет эмпирический (чувственный) базис и теоретический (рациональный).
К примеру, научные работники проводят эксперименты (эмпирика) и затем
обосновывают их результаты (теоретическая работа). Религиозное познание из-за
сверхъестественного свойства главным образом опирается на теоретическую базу
(священные писания и пр.), но в то же время имеет и эмпирическую опору
(совершаются обряды, ритуалы и пр.). Житейское познание также проявляет
двойственность внутри себя: эмпирическая сторона (проверяем, какой чайник
быстрее вскипит) и теоретическая (у меня аллергия на апельсины, значит я их не
куплю). Вместе с тем, конечно, возникают случаи, когда нам остается
довольствоваться только одной стороной познания. К примеру, не все научные
знания практически (эмпирически) доказаны. То, что человек без защитного
снаряжения погибнет на поверхности Солнца – не подлежит доказыванию по
гуманистическим и иным причинам. Однако с теоретической точки зрения – это
неопровержимо. Несмотря на эти исключения, познание все равно проявляется либо
в чувственном либо в теоретическом виде либо в их совокупности.
Одним из доказательств такого тезиса является
исследовательская деятельность прославленного российского химика Д.И.
Менделеева конца 19- начала 20 века. Работая над известной периодической
таблицей, ученый проводил десятки экспериментов, а венец творения –
периодический закон пришел спустя три дня после напряженной теоретической
работы, а известный миф о том, что все это придумано во сне, всего лишь миф.
Следующим примером работы разума и чувств в познании
является деятельность адронного коллайдера, запущенного в 2008 году на границе
Швейцарии и Франции. Огромная практическая работа ученых и более 100 инженеров
со всего мира позволила проводить масштабные эксперименты, результаты которых
затем изучались учеными-теоретиками. С помощью данного комплекса (эксперимент +
теоретическое обоснование) современный мир получил ценные сведений о «базоне
Хиггса» – микрочастицы, имеющей ключевое значение для Вселенной.
Таким образом, для познания действительно необходима работа
мозга и эмпирическая деятельность. Я надеюсь, что совокупность этих видов
деятельности будет дальше приносить плоды нашему обществу.