В своем высказывании французский литератор Гельвеций
поднимает проблему важности взаимосвязи правовых и моральных норм в процессе
социального контроля. Иными словами, автор считает, что главная роль в
обеспечении соблюдения правовых норм остается за общими принципами морали и
нравственности.
Я полностью разделяю точку зрения автора – моральные нормы
являются универсальным регулятором, с которым мы знакомимся постепенно на
протяжении всей жизни. При этом моральные нормы не содержат тяжелого,
юридического языка, непонятного для многих граждан.
Безусловно, арсенал социальных норм чрезвычайно велик:
корпоративные нормы, религиозные нормы, эстетические правила, правила этикета,
но только два вышеописанных вида – правовые и моральные нормы – являются
универсальным регулятором, то есть распространяются на все население.
Конечно же, между данными нормами найдется немало отличий.
Анализируя их, мы поймем, почему же право так зависит от морали. Мораль
руководствуется категориями «добра» и «зла», проводя грани между нужным и не
нужным обществу поведением. Такие понятия являются базовыми для общества.
Зачастую право вторит морали, закрепляя нравственные истины в законах. Выходит,
что люди могут и не догадываться о правовом запрете на какое-либо деяние, но
все равно избегать его, так как такое деяние аморально.
Мораль обеспечивается страхом общественного порицания,
индивид не желает опустить свою репутацию, не хочет оказаться «изгоем» в
социуме. Право обеспечивается аппаратом принуждения государства: это не всегда
действенный механизм, особенно если государство находится на грани разрушения
или же хранитель правопорядка берет взятки. А страх быть игнорируемым всем
обществом может удержать человека от антисоциальной активности.
Порой мораль может идти в разлад с правовыми нормами,
закрепленными в государстве. Приведем пример из истории: указ Петра 1, согласно
которому необходимо было платить налог в случае наличия бороды, был принят
обществом в штыки, так как борода была неотъемлемым символом мужчины того
времени. В итоге, совокупные сборы с этого налога не были существенными, хотя
подавляющее большинство оставило себе бороду (это подтверждается историческими
хрониками визита Петра 1 к сибирскому губернатору. В день такого визита
губернатор срочно велел всех обрить, хотя Указ был принят несколько лет назад).
Выходит, что право чрезвычайно слабо как регулятор в той сфере, где оно не
обеспечено поддержкой морали.
Второй пример взаимосвязи этих норм можно найти в романе
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, совершив
убийство старухи-процентщицы, нарушил и нормы морали, и нормы права. Государство
отреагировало, назначив герою каторгу в качестве наказания, но истинное
раскаяние Раскольников совершил из-за мук совести – моральные нормы имеют
превалирующее воздействие над правовыми нормами в данном романе.
Таким образом, проблема важности взаимосвязи правовых и
моральных норм в процессе социального контроля остается актуальной и имеет
подтверждения в отечественной истории и литературе. Я надеюсь, что государство
будет иметь данную связь в виду при законотворчестве!