Народы говорят на множестве языков, и художественные произведения написаны на множестве языков. Но есть искусство, понятное без слов, можно говорить метафорически на языке танца, живописи или музыки.
Музыка понятна людям разных национальностей в равной степени. В этом смысле ее язык универсален. Именно эту мысль, как мне кажется, и хотел выразить в афоризме Г. Лонгфелло.
Музыку невозможно пересказать, но все же она содержательна, переводить ее на язык слов можно, если говорить о чувствах, состояниях, которые она пробуждает в душе, в этом и состоит ее смысл. Так, музыка пробудила любовь в спящей душе Ильи Ильича Обломова из романа И. Гончарова «Обломов», когда он слушает пение Ольги Ильинской. Она исполняет оперу «Casta Diva». Обломов оценивает ее творчество, и оно является для него свидетельством о том, что у нее тонкая, чувствительная, нежная душа. Для читателя же это значит, что сам Обломов в полной мере способен к высшим духовным переживаниям. Эта ария становится ключом к образу Ольги Ильинской, натуры чистой, поэтической, и к возвышенному отношению к ней Обломова. Можно сказать, что музыка соединила их, позволила им довериться друг другу.
Для Желткова, героя повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет», вторая соната Бетховена, и особенно ее медленная часть, которую композитор сопроводил ремаркой «широко и страстно», становится музыкальным лейтмотивом его высокого чувства к Вере Николаевне. После смерти Желткова и прочтения его прощального письма в уме княгини Веры Николаевны слагались слова, совпадающие с музыкой Бетховена, они напоминали куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Высокое чувство любви трудно передать словами, но есть музыка. Слушая ее, влюбленные могут рассказать о любви и без слов.
Таким образом, музыка становится языком чувств для композиторов, писателей, героев произведений, и миллионов читателей и слушателей. Душа человека вибрирует в такт музыке, в ней выражается жажда жить, творить, любить, страдания и боль, счастье и радость, гнев и печаль, умиление и нежность – весь эмоциональный спектр.