Справедливость
- обширное и многогранное понятие. Каждый трактует её по-своему. Что же
означает термин справедливость в масштабах государства?
В своем
изречении Древнегреческий философ Платон поднимает весьма злободневную
проблему: искажение истинной справедливости под гнетом господствующей власти.
Действительно ли справедливость всегда служит интересам политического
истеблишмента?
Для того,
чтобы определить степень справедливости чего либо, необходимо прежде всего
наличие плюрализма и свободы слова в обществе. Это характерно для
демократических, либеральных государств, где законодательно закреплены основные
права и свободы человека, к примеру: свобода слова, совести, вероисповедания и т.
д. В таком государстве обязательно высок уровень гражданского самосознания,
поэтому слепо подчиняться, не думая, и не подвергая осмыслению навязываемые
догмы, люди, проживающие в демократическом государстве, не будут. К примеру, в
Англии, уже в 13 веке, была предпринята попытка ограничить произвол монарха,
была составлена Великая Хартия Вольностей, этот шаг во многом предопределил
дальнейшее развитие политической системы Англии, которая может служить образцом
истинного парламентаризма.
Но не всем государствам присущ демократический путь развития. Обратившись к истории можно вспомнить деспотии востока, но самым ярким примером полного подавления личности и свободомыслия государством может служить Третий Рейх, поистине одно из самых ужасных явлений в нашей истории. Понятие справедливости, в этом тоталитарном государстве диктовалось сверху, и человек был абсолютно лишен всякой возможности высказывать свою точку зрения, даже думать и мыслить он был обязан стереотипно, так как приказано "сверху".
Но не всем государствам присущ демократический путь развития. Обратившись к истории можно вспомнить деспотии востока, но самым ярким примером полного подавления личности и свободомыслия государством может служить Третий Рейх, поистине одно из самых ужасных явлений в нашей истории. Понятие справедливости, в этом тоталитарном государстве диктовалось сверху, и человек был абсолютно лишен всякой возможности высказывать свою точку зрения, даже думать и мыслить он был обязан стереотипно, так как приказано "сверху".
Многие
писатели неоднократно поднимали проблему взаимодействия справедливости и
государства. Джордж Оруэлл в антиутопии Скотный Двор, которая является
сатирической аллюзией, на становление авторитаризма в Советском Союзе, наглядно
демонстрирует закон государственной справедливости: "Все животные равны,
но некоторые равнее".
Древнегреческий
философ Платон, к сожалению, был абсолютно прав, но, не смотря на это, у
общества есть возможность, а главное перспектива эволюционировать, преодолеть
несовершенства государственного устройства и добиться того, чтобы
справедливость была независима, и не подвергалась искажению вследствие чьих-то
корыстных, эгоистических интересов.