Поразительный
простор для мысли открывает короткое высказывание небезызвестного ученого
И.Н.Шевелева. Он раскрывает проблему национального самосознания, которая
остается актуальной в современном мире.
Автор
выделяет две крайности данной проблемы: отсутствие национального достоинства и
национализм, и убеждает нас в том, что они обе неприемлемы для общества. Любой
уважающий себя человек будет уважать и любить свою нацию, но, не доводя это до
ненависти к другим общностям.
Я лишь
отчасти согласна с автором высказывания. Нация – это исторически сложившаяся
общность людей, для которой характерны общность языка, общая территория,
этническое самосознание и культура. Каждый человек принадлежит к той или иной
нации, и он должен уважать ее. Национализм – это идеология, где высшей ценность
признается нация. Я считаю, что национализм – это проявление патриотизма,
почитание своей нации, уважение и любовь к ней. На мой взгляд, ненависть к
другому народу и вражда с ним – это нацизм. И важно понимать, где грань этих
двух понятий.
Ярким
примером проявление национализма, как ненависти к другим нациям является
правление А.Гитлера. Для этих лет характерно массовое истребление русской,
еврейской, цыганской рас. Гитлер считал, что лишь его нация имеет право на
жизнь. Но необходимо заметить, что во всем мире это называли нацизмом или
фашизмом. Он ставил высшей ценностью свою нацию, но перешел границу
национализма, решив, что другим народностям нет места в этом мире.
В мировой
истории существует и другой пример – казачий национализм. Казаки еще при
Атамане Краснове в 1918 г. воевали против советской власти «за свой порог и
угол». Для них важно было сохранить свою Родину – Донскую республику. Истинный
казак-националист любит свою нацию и требует уважения к имени казака. Но при
этом казаки не испытывали никакой ненависти к другим народностям, а во время воин
освобождали и помогали им. Вот, где, для меня, проявился истинный национализм.
Таким
образом, человек должен находиться между двумя этими крайностями. Патриотизм –
вот что должно быть свойственно человеку. Только уничтожив эти две крайности,
можно добиться мира в будущей жизни.
"Отсутствие у человека национального достоинства также отвратительно как национализм" (И. Шевелев)
"Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм" (И.Н.Шевелев)
"Отсутствие у человека национального достоинства также отвратительно как национализм" (И. Шевелев)
Своим высказыванием автор поднимает сложную, актуальную в
условиях современной глобализации, а также появления общемировых глобальных
угроз, проблему национального самосознания. Перед странами встаёт вопрос: какую
проводить политику и какое должно быть у населения отношение к другим нациям, чтобы
не стали необратимыми процессы межнациональной интеграции или дифференциации?
Для лучшего понимания развёрнутой темы введём некоторые определения: национальное
достоинство это чувство гордости за свою нацию, любовь к её истории и культуре,
готовность нести ответственность за её будущее. Определим отличное от
вышесказанного понятие национализма, который есть идеология, ставящая интересы
нации превыше других интересов, стремление к замкнутости, недоверие к другим
нациям.
Учёный считает, что таким двум национальным крайностям, упомянутым
в высказывании, не должно быть места в современном мире, в его условиях, когда
какие либо конфликты могут привести к очень тяжелым последствиям для всего
мирового сообщества. Я полностью согласна с мнением автора и берусь подтвердить
его слова. Отсутствие национального достоинства ведёт к негативным последствиям
для нации, таким как её распад и утеря всего культурного наследия, в тоже время
национализм ни чуть не менее опасен, так как закрывает все возможные пути
сотрудничества между странами, что ведёт к невозможности совместных работ для
устранения глобальных проблем.
Начнём с того, что отсутствие у народа национального
достоинства низменно ведёт к утрате нацией своей индивидуальной неповторимости,
уникальности, люди перестают отождествлять себя с общностью и, как следствие, она
теряет свои отличительные признаки, такие как язык, культура. Государство должно
проводить политику сплачивания народа, воспитывать у людей чувство привязанности
и любви к своей нации, чтобы сохранить духовное единство, целостность
самосознания, предотвратить размывание нации. Ведь враги не дремлют, когда нет
у государства общего, единого, сильного духа.
Обратимся к примеру из истории: в 12 веке Древняя Русь
переживала такое явления, как раздробленность: единая славяно-русская нация перестала
осознавать свою общность, единый исторический путь, язык, культуру, и, как
следствие, наслала разобщаться. Эти процессы повлекли за собой ослабление
оборонительных способностей Руси и были причинной поражения в битве с
Татаро-монгольским Игом.
Национализм, недоверие и неспособность иметь различные связи
с другими нациями ведёт к конфликтам, вражде и войнам. Ведь мировые войны
являлись последствиями национализма. Противостояние ведёт к самоизоляции, обособлению,
которые негативно сказываются для всего населения планеты и приводят к общему
нравственно-культурному обнищанию. Политика национализма делает народ огромной,
стихийной серой массой, которой легко управлять и использовать как средство для
достижения целей корыстных политиков.
Для иллюстрации рассмотрим сложившуюся ситуацию а нашей
стране сегодня: многообразие наций, различность языков и культур, множество
религий сделало нашу страну богаче и сильнее, ведь у каждой нации в Российской
Федерации есть национальное достоинство, что является залогом её сохранения и
нет национализма. Ведь каждая нация в России признает и уважает другую, живёт
идеями мира и согласия.
Таким образом, для процветания всего человечества на планете
каждой нации следует находить золотую середину между национализмом и неприятием
своей нации. Ведь мы все знаем, что каждый народ уникален и имеет право на
существование, поэтому люди и государства должны быть терпимы, ведь все мы
живём на одной планете и зависим в той или иной степени друг от друга.
"Отсутствие у человека национального достоинства также отвратительно как национализм" (И. Шевелев)
Автор высказывает идею важности чувства
патриотизма для личности. Ученый говорит о золотой середине: стоит любить свою
нацию, но и уважать и признавать права других.
Я согласна с данным утверждением. Человек в
процессе социализации усваивает традиции, социальные нормы и правила поведения
своего народа. Если в течение этого процесса у него не появляется чувство любви
к стране, где он родился и вырос, то это говорит об отсутствие у него чувства
долга и ответственности перед своей нацией.
Попытаемся разобраться с этой проблемой,
обращаясь к понятиям. Патриотизм — нравственный и политический принцип,
социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность
пожертвовать своими интересами ради неё. Нередко его путают с национализмом.
Национализм — идеология и направление политики, основополагающим принципом
которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного
единства, её первичности в государствообразующем процессе. В истории известно
немало примеров национализма. В XX веке Нацисты утверждали, что Германия должна
расширить свои границы, чтобы охватить всю территорию проживания немцев. При
этом, однако, нацистская теория далеко выходила за пределы национализма, будучи
построенной на расистских принципах и преследовавшей цель в конечном итоге не
национального государства, а всемирного господства «высшей расы». В результате
поражения в войне идеология Германии на Нюрнбергском процессе была признана
одной из причин войны, Германия официально порвала с любыми формами проявления
национализма. В литературных произведениях есть немало примеров патриотизма
заслуживающих внимания. Главный герой произведения Б. Полевого «Повесть о
настоящем человеке» Маресьев – настоящий патриот своей Родины. Он очень хотел
летать, поэтому на войне был летчиком. Отважно сражаясь в бою, был сбит. Маресьев
после падения самолета выжил. Но оказался один в тайге. Очнувшись, он понял,
что его ноги не двигаются, ему пришлось ползком добираться до своих. Три дня он
полз по тайге. Отморозив ноги, он все-таки добрался до русской границы. Там его
встретили русские пограничники и отправили в госпиталь. В больнице он лишился
ног. Подлечившись, Маресьев хотел снова летать, но врачи не разрешали, ведь у
него не было ног. Когда он вышел из госпиталя, то решил, что будет летать, ни
смотря, ни на что. Сделав себе протезы, Маресьев совершил первый вылет. Он
оказался довольно таки удачным. В этой повести автор хотел показать не только
силу воли, любовь к небу и самолетам, но и настоящий патриотизм, исходящий из
души. Маресьев по- настоящему любил свою Родину, ведь он так хотел летать –
защищать свою страну он вражеских нападений.
В заключение, можно сделать вывод, что любая
крайность отвратительна, поэтому надо бороться с ними, пока это не привело к
взаимному уничтожению всех людей и национальных культур.
"Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм" (И.Н.Шевелев)
В данном высказывании И.Н.Шевелев говорит о
том, что отсутствие у человека понимания места и роли своей нации в развитии
других культур влияет на формирование его мировоззрения. Автор поднимает
проблему пагубного влияния национальных установок на формирование психологии
личности человека, связанной с тем, что индивиду изначально не закладывались в
сознание национальные ценности и нормы, что в будущем может заключаться в
ненависти к другим народам и культурам и привести к национализму.
Обратимся к теоретическому материалу. Нация –
это высший тип этнической общности, при котором людей объединяет единство
территории, языка, культуры, экономической жизни, национального самосознания и
исторической памяти. Основными признаками нации является определённый язык,
вера (религия), культура, образ жизни, существование норм и традиций,
передающихся из поколения в поколение. Различные нации могут взаимодействовать
между собой как положительно, так и отрицательно, поэтому существуют две
основные тенденции в формировании наций: межнациональная интеграция и
межнациональная дифференциация. Межнациональная интеграция проявляется в
стремлении наций взаимодействовать друг с другом, расширять экономические,
политические и культурные связи. Межнациональная дифференциация, наоборот, это
тенденция, проявляющаяся в стремлении наций к ведению самостоятельной и
независимой жизни. В свою очередь межнациональные отношения могут развиваться
по-разному: это может быть или мирное сотрудничество, или межнациональный
конфликт, причинами которого могут быть территориальные, религиозные,
политические, этнодемографические разногласия. Крайней формой межнационального
конфликта является национализм – идеология, психология, утверждающая приоритет
национальных ценностей перед всеми другими этносами, верховенство интересов своего
этноса. На сегодняшний день проблема национализма поднимается всё так же остро,
как и раньше, потому что основным источником национализма является отсутствие
чувства национального достоинства, проявляющееся в непонимании основных
ценностей и приоритетов своей и других наций.
Обратимся к примеру, взятому из курса уроков
истории. Изучая историю 20 века, в частности время Великой Отечественной войны,
мы увидели проявления национализма в деятельности немецкого политика Адольфа
Гитлера, связанной с истреблением евреев, цыган, что впоследствии оформилось в
форму холокоста. В это время создались специальные концлагеря, в которые под
обманом привозили представителей этих этнических общностей и сжигали в
крематориях. Изначально данная антисемитсткая идеология была положена в основу
программы национал-социалистической партии Германии и обоснована в книге
А.Гитлера «Моя борьба», которая была претворена в жизнь уже после прихода
Гитлера к власти. Данный пример доказывает то, как жестокое проявление
национализма влияет на жизнь и судьбы целых народов.
Но тенденция нетерпимости к другим культурам
и традициям осталась актуальной и в 21 веке. Обратимся к примеру, взятому из
такого средства массовой информации, как телевидение. В 2011 году на
французском телеканале «France Info»
вышел выпуск о том, что в апреле 2011 года во Франции приняли закон, по
которому мусульманским женщинам запрещалось носить паранджу и хиджаб. Весь
закон был основан на том, что ношение подобной одежды унижает достоинство
женщины. В свою очередь, мусульманское сообщество достаточно остро
отреагировало на такие изменения, так как ношение одежды, прикрывающее тело, -
является одним из основных правил в мусульманской религии, нарушение которого
считается грехом. Так, данный пример показывает, как отсутствие толерантности,
уважения ислама как религии у французов повлияло на изменение образа жизни
другой этнической общности.
Таким образом, воспитание основополагающих
ценностей определённых культур должно пересекаться с толерантностью, основанной
на уважении, почитании традиций и обычай других народов и культур, которое
должно закладываться изначально в мировоззрении подрастающего поколения. И
только признание собственного национального достоинства поможет избежать
жестокой её крайности – национализма.