Я понимаю смысл
этого высказывания следующим образом: рыночная экономика осуществляется путём
постоянного взаимодействия спроса и предложения.
Невозможно не согласиться с мнением Хейне – действительно,
при рыночной экономике взаимодействие спроса и предложения определяют положение
внутри экономики и диктуют её развитие.
Автор затрагивает тему рынка, говоря о спросе и предложении,
ведь именно в рыночной системе можно проследить взаимодействие этих
экономических рычагов. Рынок – это совокупность взаимоотношений людей, касающихся
купли-продажи товаров и услуг. Тема рынка очень актуальна: в настоящее время в
мире преобладает смешанная экономическая система с преобладанием рыночной.
Главными характеристиками рыночной экономической системы являются
невмешательство государства в экономику, свобода предпринимательства, частная
собственность, а также нерегулируемый спрос и предложение.
Так что же такое спрос и предложение, и как они
взаимодействуют? Спрос – это желание потребителя приобрести данный товар,
которое подкреплено денежной возможностью. Предложение – желание и возможность
производителя предоставить определённое количество товара в данных условиях
рынка. Эти два понятия неразрывно связаны. Существует закон спроса и
предложения, суть которого заключается в том, что чем цена на товар ниже, тем
больше на него спрос и тем ниже предложение.
Однако в истории бывали случаи нарушения этого баланса,
которое рождало либо избыток, либо дефицит товара. Достаточно вспомнить
ситуацию в СССР, где при господстве плановой экономики в стране образовался
сильнейший дефицит, в условиях которого люди были вынуждены обходиться без
нужных товаров, приобретая «впрок» товары, в которых они не нуждались. Это была
ситуация, когда спрос не рождал предложение по причине отсутствия
взаимодействия между этими механизмами экономической системы.
В современном мире система взаимодействия спроса и
предложения достаточно хорошо отлажена, производители быстро реагируют на
потребность потребителей. Это можно проследить на примере отдела питания. После
того, как несколько лет назад в моду вошло «здоровое питание», люди начали
искать в магазинах полки с натуральными, экологическими продуктами. Реакция
производителя была моментальной – теперь в каждом гипермаркете мы можем
встретить целый отдел правильного питания.
Таким образом, спрос и предложение действительно очень тесно
связаны между собой. Их сбалансированное взаимодействие способствует здоровому
развитию экономики.
"Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации" (П. Т. Хейне)
"Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации" (П. Т. Хейне)
В своем высказывании П.Т. Хейне поднимает
проблему функционирования рыночного механизма в экономике. Что же понимать под
рыночным механизмом? Рыночный механизм представляет собой формирование цены на
рынке под воздействием спроса и предложения, а также распределение ограниченных
ресурсов между конкурентами субъектами (участниками) рыночных отношений.
Структурными элементами рынка исходя из определения выступают в первую очередь
спрос и предложение, цена и конкуренция. Спрос - это то количество товаров и
услуг, которые хотят приобрести потребители (покупатели) в определенном месте в
определенное время, за определенную цену. Предложение в свою очередь - это то
количество товаров и услуг, которые готовы продать производители (продавцы) в
определенном месте в определенное время, за определенную цену. Рынок оперативно
реагирует за изменением спроса и предложения: если предприниматели видят
повышения спроса на определенный товар, то это ведет, в свою очередь, к
увеличению объемов производства для удовлетворения потребностей. Тем самым
спрос рождает предложения. И вот исходя из взаимного приспособления спроса и
предложения, на рынке формируется цена на продукт купли-продажи. Установившаяся
цена в данном случае будет называться равновесной. Приведенный пример это
идеальное приспособление двух ключевых факторов рынка, но не всегда на рынке
складывается идеальное соотношение спроса и предложения. При
несбалансированности спроса и предложения, например: при монополии - как
разновидности несовершенной конкуренции на рынке устанавливается необоснованно
завышенная цена на продукт, что в свою очередь может привести к дисбалансу
экономики в целом. Еще одним примером несбалансированности может выступать
превышения предложения над спросом: когда количество товара превышает спрос на
него, что приводит к неблагоприятным последствиям в экономике страны (кризис
перепроизводства). В данных случаях такая ситуация ведет к нарушению основных
законов спроса и предложения.
В подтверждение теоретических суждений можно
привести примеры фактические, когда наглядно можно посмотреть то, как спрос и
предложение взаимно приспосабливаются и координируют друг друга: первый пример
из журнала "Истории знаменитых людей" история Ливай Страусса,
эмигрант США имел в распоряжении большое количество парусины которая перестала
пользоваться спросом в связи с появлением паровых пароходов, и тогда он
придумал шить штаны из парусины (прародители джинсов) и предлагать их людям.
Новый товар пользовался большим спросом, а торговая марка существует по сей
день.
Еще одним примером из школьного курса экономики
может послужить пример с большими супермаркетами (Дикси, Карусель и т.д.)
которые предлагают в одном месте огромное количество товаров и удовлетворяя
максимально спрос населения, привлекая клиентов рекламой и акциями. Подводя
итог можно с уверенностью согласиться с высказыванием Хейне, безусловно, в
рыночной экономике спрос и предложение приспосабливаются и координируют
действия друг друга.
"Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации" (П. Т. Хейне)
"Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации" (П. Т. Хейне)
П. Т. Хейне
в данном высказывании говорит о взаимодействии спроса и предложения. Он
считает, что именно с помощью этого взаимодействия происходит формирование
рыночных цен.
Обращусь к
теоретическим положениям. Главными элементами рыночного механизма является
спрос и предложение, о чем говорит П. Т. Хейне. Спрос – это сложившаяся на
рынке в некоторый период времени зависимость объема товара определенного вида,
который потребители готовы приобрести, от цен, по которым этот товар может быть
предложен продавцами (производителями). В экономике существует закон спроса,
который заключается в том, что при повышении цен на продукцию спрос на нее
падает, а при понижении цен – растет. Есть 2 типа факторов, влияющих на спрос –
ценовые и неценовые. К основным неценовым факторам относятся цены на
взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, количество потребителей, их вкусы
и предпочтения, сезонность, потребительские ожидания.
Чтобы
доказать свои слова, смоделирую пример. Допустим, что на мировом рынке выросли
цены на нефть на 20 %, которая является важнейшим сырьем, используемым в многих
странах. А так как газ является альтернативным сырьём (то есть взаимозаменяемым
товаром), то многие страны решили использовать его и спрос на него вырос.
Поэтому страны - экспортеры газа во время такого спроса на газ повысили цены на
него на 7%. Этот пример показывает, что на спрос продукции может повлиять такой
неценовой фактор, как цены на взаимозаменяемый товар, а также то, что при
повышении спроса на определенный товар его цена повышается.
Предложение
является еще одним элементом рыночного механизма формирования цен. Предложение
- сложившаяся на рынке в
определенный период времени зависимость объема товара определённого вида,
который производители (продавцы) готовы предложить, от цен, по которым этот
товар может быть продан. Закон предложения гласит: как правило, рост цен
вызывает увеличение количества выпускаемых/предлагаемых к продаже товаров, а
предложение цен – к уменьшению этого количества. На предложение так же, как и
на спрос, влияют два вида факторов: ценовые и неценовые. К основным неценовым
факторам относятся количество продавцов, цены на ресурсы, используемые в
производстве, налоги, а также уровень технологий, применяемых в процессе
созданиях товаров и услуг.
Для подтверждения своих слов приведу пример из своей жизни. В городе, в
котором я проживаю, был повышена ставка транспортного налога. Это привело к
тому, что многие фирмы, которые предоставляли такую услугу, как перевозка людей
(такси), разорились, что повлекло уменьшение предложения в сфере данных услуг.
Это произошло, потому что в этих фирмах необходимо было платить налог на
транспорт, а так как он был повышен, то фирмам необходимо было повышать и цены
на свои услуги, иначе они бы не смогли получать прибыль, но цены были
неприемлемыми для многих потребителей, что привело к разорению фирм, так как
эти услуги не пользовались спросом. Данный пример показывает, что такой
фактор, как налоги влияет на формирование предложения и пример взаимодействия
спроса и предложения.
В результате
взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная цена. Равновесная цена - цена, объём спроса при которой равен объёму предложения.
Существует закон спроса и предложения, который говорит о том, что если спрос на
рынке выше предложения, то цена товара возрастает, а если предложение на рынке
выше спроса, то цена падает.
Смоделирую ситуацию для подтверждения своих слов. Представим, что после
новогодних праздников спрос на елочные игрушки упал, но так как у продавцов еще
была эта продукция, получилось так, что предложение оказалось выше спроса,
поэтому продавцам, чтобы хоть как-то продать товар пришлось снижать цены на
игрушки почти до себестоимости. Этот пример показывает, как действует рыночный
механизм формирования цен.
Таким
образом, именно при взаимодействии спроса и предложения формируются цены на
товары и услуги, что позволяет рынку успешно функционировать.
"Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации" (П. Т. Хейне)
"Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации" (П. Т. Хейне)
Суть данного высказывания заключается в том,
что в рыночной экономике спрос и предложение являются основными рычагами
регулирования отношений между людьми и их действий.
Из курса обществознания известно, что спрос -
это количество товара, которые хотят приобрести покупатели, за определенный
период времени, а предложение - это количество товара, которое могут предложить
продавцы в определенный период времени и при всех возможных ценах на этот
товар. Именно спрос и предложение координирует действия и решения участников
рыночных отношений, заставляя принимать те решения, которые будут выгоднее в
тех или иных ситуациях. Домашние хозяйства, государство, кредитные учреждения и
фирмы - это все субъекты рыночных отношений. Чем лучше они сориентируются в
сложившейся ситуации, тем выше будет их доход.
Так, например, в условиях пандемии поднялся
спрос на средства индивидуальной защиты. Этим воспользовались производители
масок, стали производить их больше и повышать в цене, что привело к повышению
прибыли.
Еще одним примером может послужить история Ф.
Т. Барнума. Он является создателем цирка Барнума, в котором демонстрировали
людей с отклонением и называли это "Шоу уродцев". Барнум занимался
этим, потому что был спрос, люди подобного раньше не встречали, а посмотреть на
дефектных людей хотелось многим, и многие за это очень щедро платили.
Таким образом, спрос и предложение регулируют рыночные
отношения людей, заставляя субъектов этих отношений искать новые пути получения
наибольшей выгоды.