Поиск

"Человек - существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества" (В.С. Соловьев)


На мой взгляд, в данном высказывании автор размышляет над проблемой социальной сущности человека. Основной идеей этого высказывания является мысль о том, что человек становится личностью только при условии постоянного взаимодействия с другими людьми, с обществом.
Обратимся к теоретической части. Индивид - единичный представитель человеческого рода. Он является носителем первичных биологических черт. Однако полноценным членом общества, личностью человек становится лишь в процессе постоянного взаимодействия с обществом, контакта с другими людьми, общения. Личность - это индивид, обладающий совокупностью социально-значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни. Таким образом, человек - это биосоциальное существо, свои социальные признаки и социально-значимые свойства он приобретает в процессе социализации (усвоение индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в обществе). Социализацию осуществляют такие социальные институты, как семья, СМИ, государство и так далее. Успешное прохождение социализации является важным условием становления личности.
Важность процесса социализации подтверждается неутешительными результатами наблюдений за людьми, воспитывавшимися вдали от общества. В науке такие люди получили название «Дети Маугли». Данные индивиды сильно отстают в развитии и практически не могут обучаться в дальнейшем. Например, это Рочом Пьенгенг, которая потерялась и загадочно исчезла в возрасте 8 лет, когда она пасла буйвола в джунглях Камбоджи. Через 18 лет, в 2007 году, житель деревни увидел голую женщину, которая кралась к его дому в попытке украсть рис. После того, как в женщине узнали потерянную девочку Рочом Пьенгенг по отличительному шраму на спине, оказалось, что девочка каким-то чудесным образом выжила в условиях густых джунглей. Девушка не смогла выучить язык и адаптироваться к местной культуре и опять исчезла в мае 2010 года. Таким образом, вдали от общества человек не способен обрести необходимые социальные признаки и чаще всего люди, которые выросли вне общества, в дальнейшем не способны усвоить социальные навыки и знания, необходимые для функционирования в обществе и взаимодействия с другими людьми.
Процесс социализации можно охарактеризовать как позитивный в том случае, когда индивид получает возможность развивать свои способности и таланты в соответствии с нравственными и культурными ценностями общества. Человек осваивает все новые и новые виды деятельности, учится ориентироваться в системе связей между ними, осмысливает новые социальные роли.
Примером успешной социализации можно назвать множество деятелей искусства и культуры, а также политических деятелей. К примеру, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Он обладал незаурядными качествами, был хорошим оратором, обладал искусством убеждения и был очень талантливым политиком. Также он был талантлив во многих сферах: военный, журналист, писатель, почётный член Британской академии и даже лауреат Нобелевской премии по литературе. Не возникает сомнений, что все эти качества он приобрел в процессе социализации, научившись находиться в человеческом обществе и взаимодействовать с ним.
Подводя итог, я хочу сказать, что социальная среда, в которой воспитывается и развивается индивид, очень важна как основа его дальнейшей жизни, только в неразрывной связи с обществом, человек становится личностью.