В данном высказывании выражена идея значимости
личности для общества, которая определяется потребностями. Смысл высказывания в
том, что зависимости от того, какую пользу обществу приносит деятельность,
вызванная необходимостью удовлетворения потребностей, складывается общественная
ценность личности.
Для начала стоит разобраться, что такое
потребности. Потребность – нужда в том, что необходимо человеку для поддержания
его жизнедеятельности и развития личности. Как мне известно из курса
обществознания, выделяют мнимые и подлинные потребности. К мнимым относятся
потребности, удовлетворение которых ведёт к физической и духовной деградации
личности, наносит вред природе и обществу, это потребности в курении, алкоголе,
наркотиках и другие. К подлинным относятся потребности, без которых человек не
может существовать – потребности в еде, воде, отдыхе, а также потребности,
которые необходимы ему для развития и совершенствования – духовные потребности.
Так же потребности делят на биологические (физиологические), социальные и
духовные (идеальные). Биологические потребности определяются природой человека,
к ним относятся потребности в пище, воздухе, в продолжение рода и другие. Если
физиологические потребности не будут удовлетворены, то другие потребности у
человека просто не возникнут. Человек не сможет существовать, если он не будет
удовлетворять биологические потребности. Социальные потребности формируются под
влиянием общества, в котором живёт и развивается человек, т.е. они определяются
социальной природой человека. К ним относятся потребности в общении, труде и
другие. Духовные потребности связаны с познанием окружающего мира и самого
себя, в определении смысла своей жизни, в духовном развитии личности. Личность
формируется в процессе социализации. Под личность понимают совокупность
социально значимых качеств человека. Потребности человека являются мотивом его
деятельности, они определяют направление деятельности человека.
Немало аргументов можно найти в художественной
литературе. Например, в произведении Гончарова “Обломов” главный герой живет
достаточно праздной жизнью, тратя время в основном на сон и еду. Потребности
Обломова сводятся только к физиологическим, следствием чего и является
бессмысленная жизнь, жизнь без целей и стремлений.. В то время как его друг и
антипод Штольц живет потребностями социальными и идеальными. Ему важна семья,
работа, самовыражение, высокие идеи. Бесспорно, общественная ценность Штольца
гораздо выше ценности Обломова.
Нам все известен М.В. Ломоносов. У него
преобладали духовные потребности, потребности в знании. Ломоносов – уникальный
ученый, который смог проявить себя практически во всех отраслях науки: физике,
химии, литературе, географии. Он доказал существование атмосферы у Венеры, в
ходе опытов получил ртуть в твёрдом состоянии, исследовал полярные сияния,
разработал фундаментальные положения современного атомно-молекулярного учения,
сформулировал закон сохранения массы веществ, под его руководством был
подготовлен к изданию "Атлас России". Всех заслуг Ломоносова и не
перечесть. Результаты его деятельности очень значимы для общества.
Таким образом, можно сказать, что Я.Л.
Коломинский был абсолютно прав, утверждая, что именно потребности определяют
общественную ценность личности.
"Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают" (Я.Л. Коломинский)
"Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают" (Я.Л. Коломинский)
Основная идея высказывания заключается в том, что чем возвышеннее
потребности человека, тем он полезнее, важнее для общества. И напротив, чем
низменнее человеческие потребности, тем меньше его социальная ценность. Тем
самым автор подчёркивает связь между потребностями человека и его социальной
ценностью.
У каждого человека есть потребности. Это нужда или недостаток
в чем либо, необходимым для поддержания жизнедеятельности организма, личности,
социальной группы, общества в целом. Так как потребности бывают разные, начиная
с биологических, заканчивая духовными (идеальными), значит и деятельность
человека будет направлена на разные цели. Деятельность - способ отношения
человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям
человека. В структуру деятельности входит мотив(потребность) - это побуждение к
действию. Из вышесказанного следует, что потребности человека определяют общую
направленность личности (личность-индивид, обладающий социально значимыми
качествами, которые он использует в общественной жизни). Если у человека
преобладают биологические потребности (в пище, отдыхе, сне), то его ценность
для общества минимальна, так как он является лишь потребителем. Однако, если
преобладают духовные (потребность в самореализации, самовыражении), то шанс,
что личность привнесет что-то качественно новое, полезное для человечества
увеличивается, и тем самым увеличивается общественная ценность личности.
Для подтверждения своих слов обращусь к социальному опыту. В
СМИ показывали пристрастившегося к алкоголю человека, который убил свою
соседку, чтобы добыть денег на алкоголь. Из этого примера можно сделать вывод,
что потребности данного человека являются опасными для общества, а не ценными.
Следующий пример приведу из литературы, а конкретно из романа
Тургенева "Отцы и Дети". Базаров - это личность, у которой преобладают
идеальные потребности: саморазвитие, развитие науки и научного знания,
самоактуализации. Можно с уверенностью сказать, что Базаров, несмотря на его
остальные составляющие характера, представляет большую ценность для общества.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, психолог
Коломинский был абсолютно прав, когда говорил о важности потребностей в жизни
человека и их влиянии на его личность и социальный статус.
"Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают" (Я.Л. Коломинский)
В данном высказывании затрагивается идея
потребностей как одного из основополагающих факторов оценки личности. Автор
также считает, что потребности личности напрямую влияют на её ценность для
общества.
Под потребностями понимают нужду человека в
чём-либо. Выделяют биологические потребности, возникающие с рождения и
связанные с природным в человеке, социальные потребности, которые появляются в
результате социализации индивида, и духовные потребности, связанные с познанием
и стремлением к самосовершенствованию. Социализация – это процесс становления
личности, процесс приобретения ею знаний, навыков, опыта. Под личностью
понимают совокупность социально-значимых качеств индивида. С уверенностью можно
сказать, что наибольшую ценность для общества представляют личности, у которых
преобладают духовные потребности, так как они созидают всё вокруг себя,
познают, самосовершенствуются и потом своими действиями, открытиями, мыслями,
приносят огромную пользу обществу. Люди же, у которых преобладают биологические
потребности, ничем не примечательны и не представляют ценности для общества,
так как преследуют только свои, личные и низшие потребности.
Обратимся к примеру из СМИ. В начале 2000-х
годов в новостях ходила новость о том, что в одном старом доме нашли мальчика,
который не умел разговаривать, передвигался на четырех конечностях, боялся
людей и произносил нечленораздельные звуки. Данный пример показывает, что
несоциализированный индивид, у которого преобладают только биологические
потребности, не представляет ценности для общества.
Обратимся к примеру из истории. Знаменитый
художник Поль Гоген жил в нищете. Ему не хватало денег даже на еду, но он не
переставал писать картины. В данном случае мы видим, что преобладающими
потребностями художника были именно духовные потребности. Своими картинами
Гоген принёс пользу обществу, так как искусство показывало людям скрытые от
них, но видимые художником вещи, и приносило наслаждение от созерцания картин.
Таким образом, приведённые примеры ещё раз
подтверждают справедливость сказанных автором слов. Потребности человека
действительно играют большую роль в оценке его общественной ценности.