Поиск

"Человек может лишь активно собрать себя в личность" (М. Шелер)


Автор высказывания поднимает проблему сущности социализации. Смысл данного высказывания состоит в том, что человек, чтобы стать личностью, в процессе социализации должен, прежде всего, самостоятельно развивать в себе важнейшие качества личности, осуществляя различные виды деятельности. Я соглашусь с автором, так как действительно стать личностью человек может только в том случае, если будет активно способствовать своей социализации. В данной проблеме можно выделить следующие основные, по моему мнению, теоретические аспекты: понятие личности и её важнейшие качества, понятие деятельности и её виды.
Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, имеющий социально значимые черты, свойства и качества, которые он реализует в общественной жизни. Одними из важнейших качеств личности являются: способность к самоконтролю, личное достоинство, способность нести ответственность, свобода. Итак, чтобы быть личностью человек должен прежде всего иметь важные для других членов общества черты.
В книге Виктора Франкла "Сказать жизни ДА!" можно увидеть, что у автора даже в антигуманных условиях концлагеря процесс социализации не остановился. Автор верно подметил, что человек сам решает, как принять для себя тот или иной факт, ведь можно смириться и регрессировать, а можно продолжить развиваться пусть и в другой плоскости. Виктор Франкл успешно проявляет себя как личность, когда в качестве врача лечит больных и несёт за них ответственность, не решается их бросить, когда есть возможность бежать из заключения, когда сохраняет личное достоинство, никак не пытаясь уклониться попадания в "эшелон", идущий на верную смерть. Итак, автор в любом случае проявлял свои социально значимые качества при взаимодействии с внешним миром и даже прогрессировал как личность.
Приобрести социально значимые качества, знания, умения и навыки человек может в ходе деятельности, под которой понимают форму взаимодействия человека с внешней средой, которую человек подчиняет и преобразует в своих целях. Основными видами деятельности являются: игра, общение, творчество, труд, учёба. Таким образом, различные виды деятельности помогают человеку стать личностью.
Так, из одного выпуска районной газеты "Заря Приобья" я узнал, что в одной из школ нашего района в рамках подготовки к празднованию школьного Нового года была открыта "Мастерская деда Мороза", в которой дети, сочетая даже несколько видов деятельности, общаются и в игровой форме занимаются творчеством - создают игрушки из подручных средств для новогодней ёлки. Итак, дети во время такого взаимодействия с внешней средой самостоятельно развиваются как личности, получая необходимые умения и навыки.
Что ж, можно сделать вывод о том, что человек должен быть не просто объектом социализации для внешней среды, но и как субъект активным образом действовать для становления своей личности. Дорогу осилит идущий!