В своем высказывании Пол Хейне касается проблемы неправильной
интерпретации фактов закона спроса. Данная проблема является актуальной в
нынешнее время в условиях кризиса, инфляции.
Смысл этого высказывания состоит в том, что, когда начинает
увеличиваться цена на некоторый продукт, благо, то спрос на него увеличивается,
потому что ожидается дальнейший прирост в цене.
Не могу не согласиться с высказыванием американского экономиста Пола
Хейне, потому что исходное повышение цены обусловливает ожидание более высоких
цен в будущем, которое увеличивает текущий спрос на данное благо. Люди хотят
сейчас купить больше, чтобы потом можно было тратить меньше. Причиной того, что
в настоящее время люди покупают больше, является не более высокая цена, а
изменившиеся ожидания. Мы наблюдали бы совсем иное, если бы исходное повышение
цены не изменило ожиданий. И, кроме того, те, кого ожидания дальнейшего
повышения цен подталкивают купить раньше, все равно будут учитывать требуемые
жертвы, решая, какое количество купить. "Нужно сделать запас, пока цена не
поднялась еще выше".
Чтобы доказать свою точку зрения, я приведу ряд аргументов. Сейчас
обычная необходимость перетекает в потребность. Когда идет речь о потребностях,
человек задумывается, насколько ему важен данный товар. В сфере экономики
подобное понятие называется спросом. Спрос - желание потребителя, которое
связывает покупаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать для
получения этих благ. Данная тема настолько важна, что некоторые экономисты
вывели ее в отдельный закон - закон спроса. Закон спроса гласит о том, что
повышение цен обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен - к ее
увеличению.
Давайте вспомним тюльпанное безумство в Голландии в конце XVII век.
Луковица этого цветка внезапно стала предметом бешеного спроса. Ее цена стала
резко повышаться и достигла той суммы, за которую в то время можно было купить
около 500 кг сыра. В этой ситуации купцы стали брать деньги в долг в банке под
огромный процент и покупать луковицы тюльпанов. Однако внезапно рынок лопнул,
цена луковиц резко снизилась почти до 0, и многие купцы оказались нищими
должниками.
Аналогию можно привести на примере экономического кризиса в Российской
Федерации в 2014-2015гг. Видя, что курс доллара поднимается с каждым днем всё
выше и выше, люди перед Новым годом начали покупать доллары, тем самым они
собственноручно обанкротили себя, так как буквально после новогодних
праздников, курс резко упал. Тем самым они потеряли много денег.
Иногда говорят, что некоторые престижные товары, составляют исключение
из закона спроса. Например, люди покупают дорогие автомобили, только из-за
того, что у них высокая цена. Из-за нехватки информации, люди судят о качестве
товара по его стоимости.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что закон спроса придает
поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, что
позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены. Нельзя не отметить, что
этот закон показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня
развития, так как спрос может “нормально” себя проявлять: уменьшаться при росте
цены и увеличиваться при снижении цены.