Основной идеей данного высказывания является
значение самовоспитания, формирующегося при помощи такого качества личности как
совесть, в жизни человека. Ф. Бэкон хочет сказать, что у каждого человека
имеются плохие и хорошие качества, однако он должен уметь вовремя избавляться и
отказываться от своих отрицательных черт и свойств, и в то же время развивать
свои положительные стороны при помощи внутреннего социального контроля
(самоконтроля).
Чтобы лучше раскрыть смысл данного
высказывания, перейдем к теоретической части. Что же такое социальный контроль?
Социальный контроль представляет собой механизм регуляции общественных
отношений индивида и общества, направленный на укрепление порядка и стабильности
в обществе, а также на предотвращение отклоняющегося поведения. Выделяют такие
виды социального контроля как внутренний и внешний. Внешний социальный контроль
осуществляют социальные группы и
социальные институты, т.е. он исходит с внешних сторон. Одним из главных
агентов социального контроля является семья. Семья – это основанная на браке,
кровном родстве или усыновлении общность людей, связанных общностью быта,
бюджета и взаимной моральной и правовой ответственностью. Именно родители
регулируют и контролируют поведение ребёнка и учат его, как правильно нужно
вести себя в обществе, а также именно
они формируют «фундамент» самовоспитания (внутреннего социального контроля). Самовоспитание
– это осознанная деятельность человека, направленная на то, чтобы реализовать
себя как личность. Личность – это индивид, являющийся субъектом сознательной
деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых качеств, которые он
реализует в процессе общественной жизни. Самовоспитание осуществляется самим
человеком, при помощи такого морального качества как совесть. Совесть – это
способность человека осознавать свои поступки и оценивать их с позиций добра и
зла. Она также, как и агенты внешнего социального контроля, играет огромную
роль в становлении индивида личностью.
В качестве первого примера приведу известного
великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Он записывал все свои
недостатки и отрицательные черты своего характера в дневник и работал над ними,
старался от них избавиться. Таким образом, данный пример показывает нам, что
каждый человек может воспитывать себя сам и воздействовать на своё поведение,
если он будет обладать внутренним социальным контролем.
В качестве второго примера приведу
произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой этого
произведения, Родион Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы из-за
долгов к ней и крадет её богатства. Однако перед тем как пойти на это
преступление, совесть начинает его мучить, он не представляет, как вообще это
могло прийти ему в голову. Герой не
верит в то, что он сможет совершить это убийство и ужасается от своих мыслей. Однако
его личные предпочтения и жадность позволили ему совершить данное преступление.
Таким образом, этот пример показывает нам что, что главный герой не смог
совладать собой и пошел на это ужасное действие, хотя у него имеется совесть,
которая, к сожалению, не помогла ему в итоге избавиться от плохих намерений.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что
Ф.Бэкон был абсолютно прав. Действительно, в каждом человеке есть и хорошие, и
плохие качества, однако он может избавиться от плохих и развить хорошие, если
вовремя приложит к этому максимум своих усилий.
"В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе" (Ф. Бэкон)
В своем изречении Бэкон поднимает проблему необходимости нравственного
развития человека.
По мнению философа, для того чтобы стать достойной личностью, нужно
заниматься самовоспитанием, саморазвитием, соблюдать социальные нормы, в том
числе и моральные — правила поведения, в которых выражаются представления людей
о добре и зле, хорошем и плохом. Их источником могут быть обычаи, традиции,
этическая доктрина или авторитет, общественное мнение. Нормы морали исторически
изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает
для себя те ценности, на которые он ориентируется в повседневной жизни. Однако
за свою долгую историю человечество сформулировало идеалы, которые служат
ориентиром для каждого: совесть, достоинство и честь, ответственность и долг,
жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.
Я полностью согласна с мнением автора, потому что с давних времен
критериями настоящей личности, достойной уважения со стороны окружения
становится её гуманность, готовность прийти на помощь и другие качества,
которые могут быть заложены от рождения, но не «получившие ухода» в дальнейшие
годы.
Доказать, что человек от природы имеет и плохие, и хорошие стороны,
однако в конце концов выбирает одну их них, можно на примере повести Василя
Быкова «Сотников». Один из главных героев произведения, солдат-Рыбак, сначала
кажется читателем очень мужественным, моральным человеком: он вызывается идти
за провизией для своих товарищей, помогает Сотникову, давая ему свою одежду,
поделившись зерном и даже спасая во время обстрела. Однако вся его сущность
раскрывается во время пленения: Рыбак готов стать фашистским полицаем при
условии, что немцы не будут его пытать, становится им и помогает расправиться с
бывшими товарищами. Он — пример человека, который не смог вовремя избавиться от
своих пороков — трусости, готовности предать.
Множество аргументов можно привести из жизненного опыта. В нашей школе
учится мальчик из неблагополучной семьи: его родители не заботятся о своих
детях, злоупотребляют алкоголем, наркотиками. Кажется, в силу своей генетики он
не может быть прилежным учеником, однако выдержка, сила воли и нежелание
повторить судьбу родителей победили «природу», поэтому он хорошо учится,
участвует в различных школьных мероприятиях, отличается усидчивостью.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что человеку нужно вовремя
сделать выбор между добром и злом, развивать в себе такие качества, как
милосердие, отзывчивость и толерантность, не давая страху и злобе жить в сердце.