Поиск

"В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе" (Ф. Бэкон)

Основной идеей данного высказывания является значение самовоспитания, формирующегося при помощи такого качества личности как совесть, в жизни человека. Ф. Бэкон хочет сказать, что у каждого человека имеются плохие и хорошие качества, однако он должен уметь вовремя избавляться и отказываться от своих отрицательных черт и свойств, и в то же время развивать свои положительные стороны при помощи внутреннего социального контроля (самоконтроля).
Чтобы лучше раскрыть смысл данного высказывания, перейдем к теоретической части. Что же такое социальный контроль? Социальный контроль представляет собой механизм регуляции общественных отношений индивида и общества, направленный на укрепление порядка и стабильности в обществе, а также на предотвращение отклоняющегося поведения. Выделяют такие виды социального контроля как внутренний и внешний. Внешний социальный контроль осуществляют социальные  группы и социальные институты, т.е. он исходит с внешних сторон. Одним из главных агентов социального контроля является семья. Семья – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении общность людей, связанных общностью быта, бюджета и взаимной моральной и правовой ответственностью. Именно родители регулируют и контролируют поведение ребёнка и учат его, как правильно нужно вести себя в обществе, а также  именно они формируют «фундамент» самовоспитания (внутреннего социального контроля). Самовоспитание – это осознанная деятельность человека, направленная на то, чтобы реализовать себя как личность. Личность – это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых качеств, которые он реализует в процессе общественной жизни. Самовоспитание осуществляется самим человеком, при помощи такого морального качества как совесть. Совесть – это способность человека осознавать свои поступки и оценивать их с позиций добра и зла. Она также, как и агенты внешнего социального контроля, играет огромную роль в становлении индивида личностью.
В качестве первого примера приведу известного великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Он записывал все свои недостатки и отрицательные черты своего характера в дневник и работал над ними, старался от них избавиться. Таким образом, данный пример показывает нам, что каждый человек может воспитывать себя сам и воздействовать на своё поведение, если он будет обладать внутренним социальным контролем.
В качестве второго примера приведу произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой этого произведения, Родион Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы из-за долгов к ней и крадет её богатства. Однако перед тем как пойти на это преступление, совесть начинает его мучить, он не представляет, как вообще это могло прийти ему в голову. Герой  не верит в то, что он сможет совершить это убийство и ужасается от своих мыслей. Однако его личные предпочтения и жадность позволили ему совершить данное преступление. Таким образом, этот пример показывает нам что, что главный герой не смог совладать собой и пошел на это ужасное действие, хотя у него имеется совесть, которая, к сожалению, не помогла ему в итоге избавиться от плохих намерений.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Ф.Бэкон был абсолютно прав. Действительно, в каждом человеке есть и хорошие, и плохие качества, однако он может избавиться от плохих и развить хорошие, если вовремя приложит к этому максимум своих усилий.

"В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе" (Ф. Бэкон)

В своем изречении Бэкон поднимает проблему необходимости нравственного развития человека.
По мнению философа, для того чтобы стать достойной личностью, нужно заниматься самовоспитанием, саморазвитием, соблюдать социальные нормы, в том числе и моральные — правила поведения, в которых выражаются представления людей о добре и зле, хорошем и плохом. Их источником могут быть обычаи, традиции, этическая доктрина или авторитет, общественное мнение. Нормы морали исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности, на которые он ориентируется в повседневной жизни. Однако за свою долгую историю человечество сформулировало идеалы, которые служат ориентиром для каждого: совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.
Я полностью согласна с мнением автора, потому что с давних времен критериями настоящей личности, достойной уважения со стороны окружения становится её гуманность, готовность прийти на помощь и другие качества, которые могут быть заложены от рождения, но не «получившие ухода» в дальнейшие годы.
Доказать, что человек от природы имеет и плохие, и хорошие стороны, однако в конце концов выбирает одну их них, можно на примере повести Василя Быкова «Сотников». Один из главных героев произведения, солдат-Рыбак, сначала кажется читателем очень мужественным, моральным человеком: он вызывается идти за провизией для своих товарищей, помогает Сотникову, давая ему свою одежду, поделившись зерном и даже спасая во время обстрела. Однако вся его сущность раскрывается во время пленения: Рыбак готов стать фашистским полицаем при условии, что немцы не будут его пытать, становится им и помогает расправиться с бывшими товарищами. Он — пример человека, который не смог вовремя избавиться от своих пороков — трусости, готовности предать.
Множество аргументов можно привести из жизненного опыта. В нашей школе учится мальчик из неблагополучной семьи: его родители не заботятся о своих детях, злоупотребляют алкоголем, наркотиками. Кажется, в силу своей генетики он не может быть прилежным учеником, однако выдержка, сила воли и нежелание повторить судьбу родителей победили «природу», поэтому он хорошо учится, участвует в различных школьных мероприятиях, отличается усидчивостью.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что человеку нужно вовремя сделать выбор между добром и злом, развивать в себе такие качества, как милосердие, отзывчивость и толерантность, не давая страху и злобе жить в сердце.