Поиск

"Говорить, что нравственные идеалы врожденны или представляются результатом инстинкта, - это все равно, что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита" (П. Гольбах)


Идея данного высказывания заключается в приобретении и усвоении индивидом нравственных идеалов в процессе социализации. Усвоение социальных норм и нравственных идеалов определяет дальнейшее развитие индивида, направление его деятельности, а также позицию, занимаемую в обществе.
Я согласен с мыслью автора потому как считаю, что нравственные идеалы формируются в процессе социализации и удовлетворения духовных потребностей, но никак не связаны с рождением, либо результатами инстинктов.
Для подтверждения своих слов и раскрытия смысла высказывания автора, я хотел бы привести несколько терминов из области обществознания.
Мораль является одним из составляющих нравственного идеала, поэтому необходимо дать ей определение.
Мораль - это форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. На формирование нравственных идеалов, помимо морали, влияет и мировоззрение. Мировоззрение - целостное представление о природе, человеке и обществе, нашедшее отражение в системе ценностей личности, социальной группы, общества.
Формирование нравственных идеалов, в совокупности с мировоззрением и моралью, происходит в процессе социализации. Социализация - процесс усвоения индивидом социальных норм. Исходя из вышеизложенной терминологии, я хотел бы подкрепить свои слова двумя примерами.
Например, ребёнок рождается индивидом. Основной задачей семьи становится удовлетворение его биологических и экзистенциальных потребностей. Чуть позже, в процессе биологического роста, формируются и социально-духовные потребности ребёнка. На этом этапе первостепенной задачей родителей становится его приобщение к социальным нормам, нормам морали, религиозным нормам, что позволит ему в дальнейшей жизни развиваться как личность, следуя своим нравственным идеалам.
Также рассмотрим исторический факт. В средневековой Руси существовали церковные школы для детей. Из-за того, что многие семьи не были образованы, роль ознакомления детей с нравственными идеалами брали на себя школы: дети читали псалтырь, молились, изучали иконы.
Оба моих примера направлены на то, чтобы продемонстрировать, что усвоение нравственных идеалов и их формирование происходит только в процессе социализации.
Подводя итоги, хочется сказать, что нравственные идеалы никак не могут быть врождёнными, либо является результатами инстинктов, потому как наличие у индивида нравственных идеалов говорит об их успешном усвоении и формировании в процессе социализации и выполнения деятельности, направленной на удовлетворение социо-духовных потребностей.