Автор поднимает проблему социальной дифференциации общества, в
системе которой образование является одним из критериев ее существования.
Социальная дифференциация общества – процесс, связанный с разделением общества
на группы, который, по утверждению социологов, существовал всегда: например, в
первобытных племенах люди делились в соответствии с полом и возрастом. В
зависимости от государств, развития общества, эпох решающими причинами
становились разные критерии.
Озвученная проблема актуальна в условиях возрастающей
коммерциализации образования, что способствует неподконтрольному индивиду
расслоению в обществе. Закрытость образовательной системы, доступность ее
только дворянам, мужчинам, белым или богатым делает социальные группы
изолированными, а мобильность, на сегодня, в век знаний и информации во многом
связанную с образованием, катастрофически низкой.
Я частично согласна с утверждением Локка, что образование создает
разницу между людьми, т.к. в анализе проблемы могут быть применены два подхода:
первый отталкивается от социального неравенства, которое заранее ограничивает
доступ к образованию некоторым слоям населения (в зависимости от доходов, пола,
происхождения), а второй – о последствиях недоступности образования, получение
которого делает разницу между социальными группами необъятной.
Наличие образования в той или иной области, - пользуясь концепцией
Вебера, - обуславливает авторитет личности, его престиж, статус, что в условиях
и без того привилегированного доступа к образованию увеличивает социальное неравенство,
отдавая всю полноту власти одной группе.
Так, в 1887 году постановление, прозванное «циркуляром о
кухаркиных детях», ограничило доступ к образованию детям низших слоев
населения. По утверждению писателя К.Чуковского, на основании этого циркуляра его
исключили из Одесской гимназии.
Вирджиния Вулф, английская писательница-модернистка и феминистка,
родившаяся в викторианскую эпоху и не получившая образования в связи со своей
половой принадлежностью, писала: «Возраст создает один барьер, пол – второй, ученость
– третий», подчеркивая многообразие критериев социальной дифференциации
общества, в которой образование, особенно в эпоху возрастающей ценности
информации, играет далеко не последнюю роль.
Право на образование – одно из важнейших человеческих прав, и
образование не должно быть привилегией. У той же Вирджинии Вулф была
поразительная аналогия – а что, если бы у Шекспира была столь же талантливая
сестра, которая по причине пола не смогла бы развить свои способности. Скорее
всего, она бы повесилась, выносит приговор писательница.
Т.е. с одной стороны, получение образования – это уже привилегия и
уже зафиксированное последствие неравенства. С другой – будь И.Бродский, при
прочих равных условиях с другими, профессиональным переводчиком, имеющим
соответствующий диплом, то его, скорее всего, не обвинили бы на знаменитом суде
1964 года в тунеядстве и не отправили бы в ссылку. То есть образование, в
случае Бродского, обуславливает его профессиональный авторитет.
Или, например, возьмем Катю и Лену – Катя поступила в МГИМО на
факультет международной журналистики и стала пиар-менеджеркой в большой
компании, а Лена никуда не поступила и перебивается случайными заработками в
разных качествах. Но если пойти глубже, то Катя, может быть – из интеллигентной
московской семьи, которая смогла оплатить ей репетиторов по подготовке к
выпускным экзаменам или само обучение, а Лена – из московской области, из
поселковой школы, из семьи рабочих. И у них были заранее неравные шансы на
«социальный лифт». А вот если бы Катя и Лена находились на одних и тех же
социальных диспозициях, то можно было бы сказать, что именно образование
сыграло решающую роль.
А вот Октябрьская революция 1917 года в России сделала образование
общедоступным – в идеологической базе марксизма заложен принцип всеобщего
равенства. Были организованы ликбезы. В результате революции мобильный скачок был осуществлен целым классом, без
разделения на мужчин и женщин. Результатом распространения действительно
доступного образования является увеличение квалифицированных специалистов,
ученых, художников, писателей и писательниц, что способствует развитию
благосостояния страны, нации и мира.
Но таким образом, образование не только является
причиной, но и также и следствием социального неравенства, и здесь можно
руководствоваться моделью К.Маркса, который разработал классовый подход,
согласна которому в обществе есть класс пролетариев и класс собственников.
Согласно этому подходу, именно класс собственников, класс богатых может
осуществлять свои потребности в сфере образования, духовности, осуществлять
власть.
На основе приведенных примеров, можно сделать
вывод, что образование действительно создает разницу между людьми – например, в
перспективах продвижения по социальной лестнице. Но в большинстве случаев, по
моему мнению, – все-таки ее усугубляет.
"Образование создает разницу между людьми" (Дж. Локк)
"Образование создает разницу между людьми" (Дж. Локк)
Дж. Локк
в своем высказывании обращает наше внимание на проблему социальной
дифференциации общества, где образование является одним из критериев социальной
стратификации. Социальная дифференциация общества – процесс, связанный с
разделением общества на группы.
Я согласна с автором и считаю, что образование действительно влияет на социальный статус
человека - его положению в обществе.
Данное высказывание имеет
глубокое теоретическое обоснование. Что же означает образование? Образование -
целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний и навыков.
Также образование является одним из каналов социальной мобильности, то есть
«социальный лифт», за счет которого формируется социальная стратификация -
расслоение людей по социально значимым критериям: образованию, власти, престижу
и доходу.
Подтверждение мысли автора
мы встречаем на каждом шагу. В современном обществе невозможно получить
высокооплачиваемую работу, не имея высшего образования. Также сом доход
индивида исходит от имеющихся навыков, опыта и знаний, что олицетворяет
образование. К тому же, из истории России нам известно, что образование
неоднократно выступало в роли привилегии. Это часто отражали писатели в своих
текстах. Например, Д. Ф. Фонвизин в произведении «Недоросль» рассматривает
ценности семьи Простаковых,
где мать семейства - невежда, а её сын, Митрофанушка, - наглый и глупый лентяй.
У героя произведения напрочь отсутствует цель в жизни, его заставляют учиться.
Но зачем? Потому что так делали все дворянские семьи, и отсутствие образования
означало бы низкий социальный статус дворянина по сравнению с другими. Человека
без образования воспринимали бы как недостойного находиться в кругу высшего
общества.
В заключение можно сделать
вывод, что образование является фактором разделяющим людей. В современном мире,
чтобы достичь высоких целей, нужно необходимо постоянно учиться и саморазвиваться.