Поиск

"Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы" (Цицерон)


Цицерон говорит о том, что свобода существует только в демократическом государстве, где народ непосредственно является источником власти.
Для начала вспомним, что же такое свобода. Свобода - возможность определённого поведения человека, его способность действовать в соответствии со своими интересами и целями. Ядром свободы является выбор. А выбор в полной мере гарантируется именно в демократическом государстве. Главным признаком такого государства является то, что народ – это источник власти. Так, граждане при демократии формируют законодательные органы власти страны и субъектов федерации, выбирают главу государства, органы местного самоуправления и непосредственно выражают свою волю при участии в референдуме - голосовании по наиболее значимым общегосударственным вопросам. Таким образом, свобода граждан выражается в их праве участия в управлении делами государства. К примеру, данный принцип в российской системе права выражен в основном законе нашей страны – Конституции, которая провозглашает Россию демократическим государством, в котором единственным источником власти является ее многонациональный народ.
Обращаясь к истории, мы увидим, что первые демократические формы политической жизни появились еще в древнее время. Классический образец прямой демократии – Афины. Высшим органом власти было Народное собрание — экклесия, в котором могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства, гарантируя жителям Афин полную свободу выбора в принятии решений.
Но все-таки возникает вопрос – только ли при демократии гарантируется свобода как право выбора. Данную позицию можно рассмотреть, обращаясь к тоталитарному режиму, при котором государство осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни общества, отсутствует политический плюрализм и «де-факто» у граждан нет права на участии в управлении государством. Главные признаки тоталитаризма не дают возможности осуществлять гражданам в полной мере свои права, хотя «де-юре» они нормативно закреплены.
К примеру, в антиутопии «1984» Дж. Оруэлла изображено тоталитарное государство, которое контролирует все сферы. И в данном государстве права людям не гарантируются, и власть не принадлежит гражданам, так как она сосредоточена в руках небольшой группы лиц – политической элиты.
Таким образом, только, если народ будет единственным источником власти, то тогда он может считаться свободным, что находит свое отражение в демократическом политическом режиме. Ведь, самое главное это права и свободы человек, так как они «являются высшей ценностью».