Смысл его высказывания я понимаю следующим
образом: соблюдение норм морали, а также обычаев и традиций не регламентируется
законом, однако люди соблюдают их, следуя своим убеждениям.
В социологии есть такое понятие – социальные
нормы. Что это такое? Социальные нормы – это предписания, требования
соответствующего поведения. В социологии выделяют определенные виды социальных
норм: мораль, право, обычаи, традиции, этикет и некоторые другие. Обратим
внимание на право. Особенность правовых норм состоит в том, что эти нормы в
отличие от других прописаны в законе и имеют общеобязательный характер, в то
время как, например, моральные нормы содержатся в сознании людей и регулируются
общественным мнением. Именно эти неписаные законы – законы морали способны в
большей степени регулировать человеческое поведение, чем формальные законы.
Сразу перейду к примерам. В «Книге мучеников»
Джона Фокса рассказывается о гонениях на христиан в разные времена. Не однократно
там встречаются истории, в которых рассказывается о том, как во времена СССР
христиан за веру сажали в тюрьмах, убивали. Власти требовали от христиан
отречения от своей веры, однако христиане были верны законам, написанным у них
«на сердцах», то есть они следовали своим моральным убеждениям, невзирая на
репрессии со стороны власти. Таким образом, неписаные законы оказались сильнее
любых писаных, хоть и не были закреплены формально и действовали лишь в
сознании людей.
Также можно упомянуть о временах Древней Руси,
когда не существовало писаных законов, а были лишь обычаи и традиции. Но, тем
не менее, все крепко держалось в общественной структуре. Например, человек,
который убил человека из другой семьи, подлежал кровной мести.
Таким образом, можно привести еще множество
примеров, которые подтверждают силу неписаных законов. Подчеркну, что
современный человек должен следовать как своим моральным установкам, добрым
традициям, так и государственным законам, добросовестно выполнять свои
обязанности.
"Некоторые неписаные законы тверже всех писаных" (Сенека)
"Некоторые неписаные законы тверже всех писаных" (Сенека)
"Некоторые неписаные законы тверже всех писаных" (Сенека)
"Некоторые неписаные законы тверже всех писаных" (Сенека)
"Некоторые неписаные законы тверже всех писаных" (Сенека)
Итак,
в своем высказывании автор нам показывает закономерность социального процесса.
Законы, написанные людьми, поддерживаемые и защищенные государством, крепки, но
есть иные законы, которые без опеки государства сильно влияют на общество.
Конечно, речь идет о социальных нормах, а именно о неформальных.
Но что такое социальные нормы? Социальные нормы – это стандарт правил и
норм поведения, принятый в определенном обществе, требующий подходящий шаблон
действий, и поддерживаемый санкциями. Так же социальные нормы делятся на множество
видов норм – это нормы права, нормы морали, нормы обычаев и религиозные нормы. Все
они поддерживаются чем-то. Право, например, государством с формальными и
неформальными санкциями. Мораль в большем случаи неформальными санкциями.
Именно социальные нормы являются одним из социальных регуляторов поведения
человека в обществе, наравне с социальной ролью и социальным ожиданием.
Если данная цитата верна, то мораль (и другие неформальные социальные
нормы) является одним из главных кирпичиков строительства общества и
государства. В то время как человечество не имело алфавит или имело, но лишь
малая часть людей способно писать законы на камне, а остальная не способна его
прочитать, неформальные социальные нормы являлись единственными связующими
общества. Традиции, мораль, религия объединяют родовые племена, формируют
основу народности, в конечном итоге создают нацию (с оговоркой, что в фазе
народности они могут остаться, нация создается с государством. Курды к примеру,
не имеют государственности, но являются народностью.). И неформальные
социальные нормы будут иметь большую роль в обществе, сильнее влиять на него,
чем формальные нормы.
Но если наша цитата не верна, то формальные законы, а именно право имеют
большую роль. Первые законы Хаммурапи укрепили вавилонскую цивилизацию. Только
законы, написанные на бумаге (папирусе, камне, бересте) и поддерживаемые силой
молодого государства, способны укрепить единство, создать стабильность, и
регулировать взаимоотношения народа и государства.
Недавно читая газету «Ведомости», в одной статье я заметил интересный
факт. В стране Мавритания отменено рабство формально, на уровне конституции. Но
рабство, по сей день существует и оправдывается в данном обществе. Хоть конституция
и закон тверды, но традиции и мораль сильнее.
Есть и другой пример и он относится к истории. «Русская Правда» является
сводом законов Древнерусского государства. И так же как все формальные законы
она имела санкции. Несмотря на то, что первые части «Русской Правды» были
письменными закреплениями неформальных норм (кровная месть, к примеру), к
следующим редакциям отходили от варварских норм, внося поправки в поведение
народа. Санкции в виде – превращения в раба (за долги или убийство), выплаты
штрафов за (воровство или убийство) или изгнаний, хорошо противостояли
неформальным нормам. Неписанные законы крепки, но закон, оформленный на бумаге
и защищенный мечем – сильнее.
Таким образом, приведенные примеры еще раз доказывают справедливость
сказанных автором слов.
"Некоторые неписаные законы тверже всех писаных" (Сенека)
Сенека в предложенном мне высказывании
говорит об отличительных особенностях морали. Он считает, что моральные нормы
зачастую соблюдаются лучше людьми, чем правовые.
Приведу теоретические положения.
Взаимодействия между людьми регулируются определенными социальными нормами (правила
поведения, регулирующие общественные отношения, установленные в обществе и
устанавливающие допустимые границы поведения). Существуют следующие основные
виды социальных норм: обычаи и традиции (стереотипные способы поведения,
воспроизводимые в обществе и привычные для его членов), моральные нормы,
правовые нормы, религиозные и корпоративные. Нормы морали – установленные в
обществе правила поведения, регулирующие отношения людей с позиции добра и зла,
нравственности и чести. Правовые нормы – общеобязательные, формально
определенные и санкционированные государством правила поведения, за
несоблюдение которых наступает юридическая ответственность. Приведу различия
между правовыми и моральными нормами. Во-первых, моральные нормы содержатся в
общественном сознании и выражаются в общественном мнении, а нормы права
устанавливаются государством и фиксируются в юридических актах. Во-вторых,
первые исполняются в силу привычки, их выполнение необязательно, а вторые
обязательны для исполнения. И, в-третьих, нормы морали реализуются благодаря
совести, общественному мнению, а вот нормы права реализуются силой
государственного принуждения.
Но почему же тогда, несмотря на то, что
моральные нормы необязательны для соблюдения, они соблюдаются в обществе лучше,
чем правовые, о чем и говорит Сенека. Мне кажется, потому что моральные нормы
исполняются в силу внутренних побуждений, а именно совести, долга, чести. Чтобы
доказать это, смоделирую ситуацию. Допустим, что гражданин Н., вечером
возвращаясь с работы, стал свидетелем того, что к хрупкой девушке пристал
мужчина, который пытался снять с девушки золотые украшения, забрать кошелёк.
Поэтому гражданин Н., посчитав своим долгом помочь девушке, начал избивать
правонарушителя. Это привело к тому, что нападающий на девушку оказался в больнице с сотрясением мозга,
тяжелыми побоями и несколькими переломами, за что гражданин Н. понёс уголовную
ответственность. Этот пример показывает, что несмотря на то, что гражданин Н.,
осознавая, что нарушает «писанные» законы, решил соблюсти «неписанные», т. е.
нормы морали, что доказывает слова Сенеки.
Также мне кажется, что нормы морали
соблюдаются лучше норм права, потому что за их несоблюдение общество начинает
порицать того, кто их нарушил. А как мне кажется, общественное порицание иногда
может быть опаснее для человека, чем юридическая ответственность. Приведу
пример из своей жизни. Я узнала, что мой сосед, Иван Петрович, развелся с
супругой, бросил её с двумя несовершеннолетними детьми, уехав в другой город, и
не платил алименты, хотя по закону должен был. После его поступка друзья,
родители и родственники перестали с ними общаться и помогать ему, так как
знали, что его супруге приходилось без материальной помощи очень трудно. Также
коллеги, узнав о его низкоморальном поступке, перестали ходить с ним вместе
отдыхать. Поэтому Иван Петрович, не выдержав общественного осуждения и
собственных угрызений совести, начал ежемесячно материально помогать своей
супруге, переводя ей алименты, а также раз в неделю забирая детей на выходные,
чтобы его бывшая супруга смогла отдохнуть. Это доказывает, что общественное порицание
как одна из форм социальных санкций морали, а не нормы права, позволило
осознать Ивану Петровичу, что он поступил низко и помогло ему исправить
ситуацию. Это опять же подтверждает слова Сенеки.
Таким образом, очень часто неписанные законы
исполняются лучше писанных в силу внутренних побуждений, общественного мнения.
"Некоторые неписаные законы тверже всех писаных" (Сенека)
В данном
высказывании Сенека говорит о таких социальных нормах как правовые нормы и
нормы морали. Автор хочет сказать, что моральные нормы соблюдаются чаще, чем
нормы права, хоть и не изложены в письменном виде.
Чтобы
разобраться с данной темой, приведу теоретическую аргументацию. Социальные
нормы является одним из элементов социального контроля. Социальная норма - это
установленное в обществе правило поведения, которое регулирует отношения между
людьми, общественную жизнь. Социальные нормы - это широкое понятие, которое
также объединяет правовые нормы, нормы морали и т.д. Автор говорит именно об
этих социальных нормах. Правовые нормы - это общеобязательное,
формально определённое правило поведения, установленное и гарантированное
государством, направленное на регулирование общественных отношений путём
определения прав, обязанностей и ответственности их участников. А норма морали
- это совокупность одобренных
общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их
обязанности друг перед другом и перед обществом. В отличие от норм морали
правовые нормы: общеобязательны, отражены в письменной форме, поддерживаются и
охраняются силой государства, а также за их нарушение наступает юридическая
ответственность. Так как нормы морали имеют необязательное исполнение, то за их
исполнение или неисполнение к человеку обращены неформальные санкции позитивные
или негативные санкции, а государство поощряет или наказывает формальными
санкциями позитивными или негативными. Нормы морали, как правило, исходят от
человека, то есть это внутренний социальный контроль, а государство действует
извне и осуществляет внешний социальный контроль.
И из-за таких различий бывают такие ситуации,
когда человек должен выбрать, что для него важнее нормы морали или права и
иногда нормы морали выигрывают, так как законы не всегда отображают потребности
общества и не выступают со стороны добра, как делают это нормы морали.
Например, в России существовали отдельные суды
для крестьян. Но судили крестьян на этих судах дворяне, и, когда дворянин
приходил жаловаться на крестьянина, то выигрывал дворянин, так как вся власть в
этом суде принадлежала им. Это противоречит нормам морали, так как человек мог
не совершать того, что дворянин сказал в суде, но по закону, то есть по нормам
права, только дворяне имели право судить крестьян и в некоторых случаях
император, и это негативно сказывалось на обществе.
Приведу второй пример. Как-то возвращались
Ваня и Света из кинотеатра, как вдруг, незнакомец захотел придушить подругу
Вани, а у Вани был нож, он понимал, что он может убить человека, но он не мог
не спасти свою подругу, сначала он пытался драться с незнакомцем, но он
выстрелил, и Ване пришлось его убить. Но со стороны морали Ваня поступил
правильно, так как спас человека, но по нормам права Ване должен понести
юридическую ответственность.
В заключении хочу сказать, что, к сожалению,
нормы права не всегда согласуются с нормами морали, но что же должно придумать
общество, чтобы устранить эту проблему?
"Некоторые неписаные законы тверже всех писаных" (Сенека)
Основная
идея приведенного высказывания заключается во взаимном существовании и
функционировании разных социальных норм. Автор выделяет значимость неформальных
социальных норм в жизни общества.
Обратимся к
теоретическим аспектам этой темы. Социальные нормы — это общепризнанные правила
поведения людей, обеспечивающие стабильность, целостность и безопасность
социума. Социальные нормы подразделяются на формальные и неформальные.
Формальные нормы выражаются и поддерживаются государством, они закреплены в
нормативно-правовых актах, являются общеобязательными и санкционированными
государством, например, правовые и политические нормы. Неформальные социальные
нормы исторически сложившиеся, закрепленные в общественном сознании правила,
которые поддерживается общественным мнением, например, мораль, религиозные
нормы, традиции и др. Так как неформальные социальные нормы зарождаются внутри
общества, опираются на совесть людей и общепринятые понятия о добре и зле, люди
чаще всего руководствуются ими при жизненном выборе.
Ярким
примером является случай из новостей Пермского края. Мужчина оставил свою
машину в неположенном месте, чтобы помочь раненной собаке. Гражданин нарушил
правила дорожного движения, руководствуясь своим моральным долгом.
Также в
детстве я читала книгу о разбойнике Робине Гуде, который воровал у богатых
людей и всё богатство отдавал нуждающимся. По закону он считался преступником,
но среди народа он был благородным героем, который не оставит нищих людей в
беде.
Таким
образом, очень часто моральные законы исполняются лучше писанных в силу
внутренних побуждений и общественного мнения.