Суть данного высказывания заключается в том, что
личностью может считаться лишь тот, кто сочетает в себе и природную и
социальную среду. Человек создан природой, но только общество делает из него
личность.
Человек - биосоциальное существо, высшая ступень
развития живых организмов на Земле. Биологические качества человека проявляются
в его анатомии, физиологии, а социальные качества проявляются в готовности к
общественно полезному труду, сознании и разуме. Существуют 2 подхода к
сочетанию в человеке биологического и социального. Преобладание в человеке
биологического - это биологизаторский подход, а преобладание социального -
социологизаторский. Природа делает человека индивидом. Индивид - это единичный
представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных
свойств. А общество делает из индивида личность. Личность - это человеческий
индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий
совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной
жизни. В личности в равной степени сочетаются биологические и социальные
качества, устранив какой-либо компонент человека (биологический или
социальный), человек перестанет быть личностью.
Для того, чтобы доказать данное высказывание хочу
обратиться к случаю из СМИ. В 1912 году в Индии самка леопарда украла младенца
из семьи. Несколько лет ребенок жил с ней, отлученный от общества. Так, спустя
3 года, они нашли бедное дитя. Ему были присущи повадки животного, он
передвигался на четвереньках, на коленях были затвердевшие мозоли, пальцы рук
располагались под прямым углом. Отделившись от общества, он перестал быть
похожим на настоящего человека, процесс социализации у него не начался.
Вторым примером может послужить произведение
В.Г. Короленко "Дети подземелья". Главная героиня произведения -
Маруся - бедная девочка, проживающая со своей семьей в темном подземелье, до
которого никогда не доходило солнце. От недостатка пищи, солнечного света,
тепла девочка умирала с каждым днем. Она не была целиком отделана от общества,
но, фактически, она была отделена от природы, поэтому ее состояние ухудшалось.
Девочка думала только о том, как бы выжить в таких условиях, она не
развивалась, следовательно, она не становилась личностью. Маруся была лишь
индивидом. В конечном итоге девочка умирает, потому что человек не может быть
отделен от природы.
Таким образом, можно сказать, что Н.А. Бердяев был
прав, говоря о том, что человек не может стать личностью, отделившись от
природы.