Автор в своём высказывании поднимает проблему
сложности познания объективного мира. Смысл высказывания состоит в том, что во
время и чувственного и рационального познания действительность не отражается в
сознании человека максимально объективно. Я соглашусь с автором, т.к. органы
чувств и мышление искажают реальность, что обусловлено собственным
индивидуальным опытом человека и его особенностями. По моему мнению, в данной
проблеме можно выделить следующие аспекты: сущность чувственного познания и
ощущение как одна из его форм, сущность мышления и его основные свойства.
Рассмотрим первый аспект с теоретической точки
зрения. Чувственное познание - это вид познания, дающий представление об
отдельных, внешних сторонах вещей и предметов. Одной из его характеристик
является непосредственность, которая выражается в ощущении. Ощущение является
одной из форм чувственного познания и его суть состоит в том, что происходит
отражение в сознании отдельных, внешних сторон предмета, напрямую
воздействующих на основные органы чувств человека такие, как глаза, уши, кожа,
нос. Итак, ощущение является важнейшей формой чувственного познания.
Например, из школьного курса биологии я знаю, что
человек, страдающий дальтонизмом, частично лишён возможности нормального
ощущения с помощью зрения такой отдельной, внешней стороны предметов
окружающего мира, как цвет. Так, это один из существенных факторов нарушения
объективности в познании внешнего мира.
В чём же суть второго аспекта проблемы с
теоретической точки зрения? Мышление является умственной деятельностью
человека, которая заключается в обобщённом и опосредованном познании сущности
вещей и явлений. Оно базируется на чувственном опыте, выражается с помощью
языка, а его основой является головной мозг. Всё это придало мышлению такие
основные свойства, как обобщённость результатов познания, социальный характер,
опосредованность, личностный характер и задействование эмоционально-волевых
черт личности. Итак, мышление является важным процессом в познании внешнего
мира человеком.
Так, из сочинений Артура Конана Дойля я узнал,
что Шерлок Холмс, литературный герой, благодаря своему высокоразвитому
логическому мышлению дедуктивным методом извлекал знания, необходимые для
распутывания дел многочисленных клиентов, обращающихся за помощью к знаменитому
сыщику. Ранее раскрытые преступления (собственный опыт) и особенности мышления
обеспечивали ему достаточно объективное познание окружающего мира, приводящее к
успеху в решении проблем, в то время, как многие его коллеги, обладающие
меньшим опытом и мыслительными способностями, часто не могли выйти за рамки
своего субъективного видения и обращались к Холмсу. Так, личностный характер
мышления определяет своеобразие отражения реальной действительности в сознании.
Таким образом, объективность познаваемого
внешнего мира не достигается никогда, что обусловлено несовершенством его
органов чувств, особенностями мышления. Важную роль играет и индивидуальный
жизненный опыт человека, сквозь призму которого в любом случае будет
происходить процесс познания.