Поиск

"Бизнес - это сочетание войны и спорта" (А. Моруа)


В высказывании поднимается проблема рыночной конкуренции. По мнению автора цитаты, люди, занимающиеся бизнесом, неизбежно конкурируют друг с другом. А. Моруа сравнивает противоборство фирм с борьбой за первенство в спорте или победой на войне.
Я полностью поддерживаю А. Моруа, и тоже считаю, что без экономической конкуренции сегодня нельзя представить развитие производства. Но что такое конкуренция? Конкуренция - это соперничество участников рынка за лучшие условия производства и купли-продажи товаров и услуг. В экономической науке принято выделять несколько типов конкуренции, к ним относят совершенную или чистую конкуренцию, а также несовершенную, в которую входят монополистические конкуренции, олигополии и монополии. В случае с монополиями и олигополиями нельзя говорить о конкуренции, способствующей развитию производства, в этих случаях наоборот: одна или несколько фирм полностью правят рынком, контролируя все, и потребители не имеют возможности выбора, а сами фирмы стимула к улучшению качества своих товаров. В данном же высказывании А. Моруа говорит о конкуренции предпринимателей, борющихся в условиях чистой либо же монополистической конкуренций, главным образом, за внимание потребителей и лучшие условия производства и сбыта продукции с целью извлечения наибольшей прибыли, т. е. разницы между полученными доходами и издержками производства. Люди, идущие на риск и занимающиеся коммерческой экономической деятельностью с целью извлечения прибыли, называются предпринимателями и они должны понимать, что в ходе конкуренции «выживают сильнейшие» в экономическом плане фирмы, которые смогут с наибольшей точностью спрогнозировать настоящие и будущие желания покупателей. А слабейших производителей конкуренция «сжирает», сначала заставляя их уйти в тень, а после и вовсе исчезнуть, т. е. обанкротиться. Конкуренция, с одной стороны, полезна тем, что заставляет производителей улучшать качество своей продукции, предлагать наибольший ассортимент покупателям. А с другой, конкуренция, действительно, похожа на спорт или даже на войну, где «все средства хороши» и производители, пользуясь этим правилом, зачастую забывают о том, что такое честность, теряют человеческое лицо, гонясь за самым главным - за прибылью.
Чтобы доказать свою правоту приведу несколько примеров. В книге журналистки Барбары Смит «Adidas или Puma» рассказывается история двух конкурирующих фирм. Создателями и первыми владельцами обеих компаний в 1948 г. стали братья Дасслеры, которые создали свои фирмы после распада их общего дела из-за внезапной ссоры. Adidas и Puma не одно десятилетие вели ожесточенную борьбу за мировое лидерство на рынке спортивных товаров. В работе Б. Смит детально описаны все взлёты и падения конкурентов, все сложности в их управлении и развитии. Adidas и Puma и по сей день не перестают своего противоборства в условиях рынка, но сегодня это уже давно не маленькие семейные фирмы, а большие акционерные общества, конкурирующие не только между собой, но и с другими производителями спортивных товаров, например с Nike и Reebok.
Другим примером конкуренции может послужить экономическая « война» между компаниями Apple и Microsoft. Борьба между этими экономическими гигантами не прекращается ни на минуту. В 90-х гг. прошлого века могло показаться, что Microsoft прочно закрепила за собой лидирующую позицию на рынке, но 2000-е показали, на что способна Apple и сегодня «яблочные гаджеты» - лидер среди любых других устройств, а обладание ими – это знак престижа и высокого социального положения. Конечно, в истории фирм были разные моменты, в том числе, и нечестные методы борьбы: шпионаж, переманивание талантливых сотрудников, но это не мешает основателям фирм Биллу Гейтсу и Стиву Джобсу сохранять дружеские отношения, не переставая, при этом, соперничество.
Таким образом, мы убедились, что конкуренция - это основа рыночной экономики и без неё не обходится ни один рынок сегодня.

"Бизнес - это сочетание войны и спорта" (А. Моруа)


В данном высказывании А. Моруа раскрывает сущность бизнеса и предпринимательской деятельности в условиях конкурентной среды.  Автор предполагает, что ведение предпринимательской деятельности подразумевает использование различных методов конкурентной борьбы: как честных и общепринятых, так и нечестных и агрессивных.
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Предпринимательская деятельность-это самостоятельная, инициативная деятельность, связанная с риском, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров и услуг. Бизнес активно развивается и процветает на рынке, то есть при рыночной экономической системе. Главными признаками рыночной экономики являются конкуренция, преобладание частной собственности, свободное ценообразование на основе спроса и предложения, личная заинтересованность участников рыночных отношений. Конкуренция, то есть экономическое соперничество субъектов рынка за наилучшие условия производства и купли-продажи товаров и услуг, служит движущей силой развития предпринимательства, так как для поддержания конкурентоспособности, а, следовательно, сохранения прибыли, бизнесы прибегают к методам конкурентной борьбы. Конкуренция подразделяется на два вида: добросовестную и недобросовестную; в зависимости от вида конкуренции предприниматели используют разные методы для достижения основной цели -получения прибыли. При добросовестной конкуренции, не противоречащей законам и правилам этики, используются ценовые и неценовые методы. Ценовые методы заключаются в снижении цены, а к неценовым относятся расширение ассортимента, разнообразие товаров и услуг, реклама,  повышение качества. При таких методах производители "соревнуются" друг с другом, находясь при этом в относительно равных условиях. Однако бывает, что помимо методов добросовестной конкуренции на рынке используется методы недобросовестной конкуренции, чтобы убрать конкурентов, получить преимущество в предпринимательской деятельности и т.д. К ним относятся подкуп, махинации с валютой, демпинг, то есть продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам, обман потребителей, сговор производителей против конкурента, использование продукции конкурентов для сравнения и т.д. Эти методы отличаются агрессивностью, поэтому недобросовестная конкуренция похожа на войну на рынке. Тем не менее, использование методов как недобросовестной, так и честной конкуренции объясняется стремлением предпринимателей заполучить наибольшую прибыль. Таким образом, для сохранения позиций на рынке предпринимателями используются всевозможные методы борьбы: от правомерных и честных до методов недобросовестной конкуренции.
Для подтверждения мысли автора приведу пример из социальной жизни. Сейчас любой человек вне зависимости от его дохода может заказать себе из интернета сумочку или любую другую вещь со знаменитой маркировкой, например, Levi's Gucci, Versace и т.д. А всё потому, что сейчас активно развит рынок товаров - "подделок": компании в Китае и некоторых других азиатских странах используют фирменные знаки для собственной прибыли. Хотя многие модные дома, страдающие от контрафактной продукции, борются с такими компаниями, подобный вид "паразитизма" приносит действительно большую прибыль каждый год и не теряет своей популярности. Таким образом, выбранный путь развития таких компаний, использующих "военные" способы завоевания места на рынке и получения прибыли, имеет место быть в бизнесе.
Приведу ещё один пример поведения предпринимателей из истории. В 20 веке на рынке появилась компания братьев Макдональдс. Главными особенностями их бизнеса были приемлемые цены, интересные нововведения. Путь развития "Макдональдса" был относительно спокойным, и компания братьев постепенно развивалась, используя честные методы завлечения потребителей. Когда ресторан быстрого питания уже занял устойчивую позицию на рынке и расширился, в 50-х годах появился новый конкурент - "Burger King". После нескольких попыток заполучить признание потребителей, компания прибегла в агрессивным методам. "Burger King ", создав бургер, который стал отличительным знаком фирмы, стал продвигать его с помощью конкурентов. На рекламных стендах этот бургер сравнивался с продукцией тогда уже известным" Макдональдсом", показывая его, конечно, не в лучшем свете. За все время своего развития "Burger King " не оставлял попыток задеть конкурента. Это агрессивное соперничество сыграло развивающейся компании на руку: о разборках "Макдональдса", и "Burger King" заговорили на телевидении и в газетах, что повлияло на продажи "Burger King", а точнее их рост. На данном примере мы видим, что агрессивная конкуренция и методы недобросовестной конкуренции - часть бизнеса, так как приносит прибыль компании, использующей их.
В заключение можно сделать вывод, что конкуренция в бизнесе может быть разной, и методы добросовестной и недобросовестной конкуренции - стороны одной медали, бизнеса.