Автор высказывания рассматривает проблему взаимосвязи человека и
общества. На мой взгляд, смысл данного суждения заключается в том, что человек
способен существовать только в окружении людей, так как в нем сочетаются не
только биологические, но и социальные начала.
Я не могу не согласиться с мнением Д.Дидро, потому что человек - это
прежде всего существо биосоциальное, это значит, что ему необходимо
удовлетворить все виды потребностей: социальные (общение, общественное
признание), идеальные( творчество, получение новых знаний), биологические(пища,
отдых, сон). Современное общество предполагает сильную взаимосвязь людей, их
непрерывное взаимовлияние. В процессе жизни индивид становится личностью, то
есть приобретает социально значимые качества, необходимые для существования в
обществе, этим характеризуется процесс социализации. Агентом первичной
социализации выступает семья, в кругу близких и родных людей человек усваивает
основные нормы и правила, социальные роли, учится устанавливать связи с людьми.
Агентами вторичной социализации могут выступать школа и СМИ, они также влияют
на формирование личности. Совместную деятельность людей невозможно представить
без определенных ограничителей поведения, выраженных в форме социальных норм и
санкций. Данные элементы социального контроля призваны регулировать жизнь
людей, охранять существующие общественные ценности, обеспечивать соответствие
поступков людей с принятыми моделями поведения. Регуляторами жизни людей также
выступают нормы права, морали, обычаи и традиции. Различные способы поведения
могут вызвать реакцию в виде позитивных и негативных санкций. Благодаря
внешнему социальному контролю, человек начинает самостоятельно оценивать свои
поступки, приходит к внутреннему контролю. Вся эта сложная система помогает
людям сосуществовать в виде больших и малых социальных групп, развиваться и
меняться. Именно общество дает каждому из нас возможность стать «полноценным
человеком».
Для подтверждения моего мнения я бы хотела обратиться к роману
И.С.Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения - нигилист Базаров. Его
мировоззрение сильно отличается от общепринятых ценностей и идеалов, он представляет
собой новое поколение с совершенно радикальными идеями. Он не только отрицает
ценность культуры, искусства, художественной литературы, он также отрицает и
привычные способы взаимодействия людей, отрицает восприятие мира через чувства
и эмоции. Автор произведения акцентировал внимание на том, что хоть Базаров и
представляет собой «нового» человека, он не найдет себе место в мире, пока не
научится соблюдать условные общественные правила. Смерть героя символизирует
несостоятельность идей персонажа, читатель приходит к выводу, что общество
жизненно необходимо человеку.
Вспомним российскую систему законодательства, включающую в себя
уголовный кодекс, согласно которому человек, совершивший тяжкое преступление,
должен нести юридическую ответственность в виде лишения свободы. Таким образом,
преступника изолируют от общества, находиться в одиночестве - высшая степень
наказания для человека.
Размышляя над высказыванием Дидро, я пришла к выводу, что человек не
сможет прожить без общества, потому что только в окружении людей он может
реализовать все биологическое и социальное, что в нем заложено.
"Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря" (Д. Дидро)
"Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря" (Д. Дидро)
Основной темой данного высказывания
является роль общества в формировании и развитии личности. Д. Дидро хочет сказать,
что жизнь человека невозможна и не мыслима без социума, так как именно
благодаря ему, человек может развиваться и стать его же частью; а тот человек
,живущий вдали от общества – это вовсе не человек, а дикое существо, не
способное мыслить и говорить.
Чтобы лучше раскрыть мысль автора,
перейдем к теоретической части. Что из себя вообще представляет понятие
«общество»? В широком смысле под ним подразумевается обособившаяся от природы,
но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы
взаимодействия людей и формы их
объединения. Также можно сказать, что это всё человечество во всём его
культурном многообразии. В узком же смысле общество – это совокупность людей,
объединенная для совместной деятельности (это может быть рабочий коллектив, спортивная
команда, школьный класс и т.д.) Именно общество играть большую роль в
становлении индивида личностью. Индивид – это единичный представитель
человеческого рода, конкретный носитель всех биологических черт и качеств. Личность же – это индивид, являющийся
субъектом сознательной деятельности, обладающий
совокупностью социально значимых свойств и качеств, которые он реализует
в общественной жизни. Ну а процесс становления индивида личностью называется
социализацией. Она начинается с самого рождения человека и заканчивается с его
смертью. В этом процессе человеку помогают, так называемые, «агенты социализации». Агентами социализации
называют людей или группу людей,
социальные институты, оказывающие воздействие на социализацию индивида. К ним, в
первую очередь, относят семью, потому что именно она осуществляет первичную
социализацию ребенка, именно родители закладывают в ребенка «фундамент»,
который в его последующей жизни поможет ему стать полноценной личностью. Вторичную
социализацию осуществляют такие социальные институты как образовательные
организации, государство, СМИ, армия, церковь и т.д. Они же уже выполняют
определенный общественный заказ. К примеру, школа осуществляет функцию
целенаправленной передачи новым поколениям знаний, накопленных предшествующим
поколением.
Чтобы доказать
правильность слов Д. Дидро, приведу пример из общественной жизни современного
общества. Так, в 2008 году в Санкт-
Петербурге органами опеки и попечительства были обнаружены две сестры – Лена и
Варя, 4 и 6 лет. Они никогда не ели горячей пищи, до сих пор не умели говорить,
благодарность выражали как собаки – пытались лизать руки. Родители девочек, не
уделяли им никакого внимания, т.к. были алкоголиками со стажем. Младшая сестра молчала,
старшая могла невнятно выговорить лишь несколько коротких слов: «Катя» и «аф-аф».
Соцработники предполагали, что «Катя» - это кукла, «говорившая» девочке своё
имя, а «аф-аф» - результат общения с жившими в комнате собаками. К большому
сожалению, таких случаем множество не только в нашей стране, но и в других
странах. Таким образом, это пример показывает нам, что изолированный от
общества человек никогда не может стать личностью и развить в себе человеческие
способности.
В качестве ещё
одного примера приведу смоделированную ситуацию. Мальчик Паша с 5-летнего
возраста начал интересоваться музыкой. Заметив талант сына, родители решили
отдать его в музыкальную школу. Там мальчик научился играть на множестве разных
инструментов и красиво петь, кроме этого обрёл
много друзей, которые постоянно размышляли на разные интересные темы,
включая музыку. Через 15 лет Паша уже стал известен на весь мир и начал
устраивать гастроли в разных точках мира, а часть полученного дохода переводил
в благотворительные фонды. Таким образом, этот пример ещё раз показывает нам,
что человек может развить и раскрыть свои таланты, стать личностью только живя
в обществе.
Подводя итог
вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что Дидро был абсолютно прав.
Действительно, «человек создан, чтобы жить в обществе», так как именно в нем он
образуется и развивается. Вне социума он уже не человек, а «дикий терновник
среди пустыря».