Поиск

"Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря" (Д. Дидро)


Автор высказывания рассматривает проблему взаимосвязи человека и общества. На мой взгляд, смысл данного суждения заключается в том, что человек способен существовать только в окружении людей, так как в нем сочетаются не только биологические, но и социальные начала.
Я не могу не согласиться с мнением Д.Дидро, потому что человек - это прежде всего существо биосоциальное, это значит, что ему необходимо удовлетворить все виды потребностей: социальные (общение, общественное признание), идеальные( творчество, получение новых знаний), биологические(пища, отдых, сон). Современное общество предполагает сильную взаимосвязь людей, их непрерывное взаимовлияние. В процессе жизни индивид становится личностью, то есть приобретает социально значимые качества, необходимые для существования в обществе, этим характеризуется процесс социализации. Агентом первичной социализации выступает семья, в кругу близких и родных людей человек усваивает основные нормы и правила, социальные роли, учится устанавливать связи с людьми. Агентами вторичной социализации могут выступать школа и СМИ, они также влияют на формирование личности. Совместную деятельность людей невозможно представить без определенных ограничителей поведения, выраженных в форме социальных норм и санкций. Данные элементы социального контроля призваны регулировать жизнь людей, охранять существующие общественные ценности, обеспечивать соответствие поступков людей с принятыми моделями поведения. Регуляторами жизни людей также выступают нормы права, морали, обычаи и традиции. Различные способы поведения могут вызвать реакцию в виде позитивных и негативных санкций. Благодаря внешнему социальному контролю, человек начинает самостоятельно оценивать свои поступки, приходит к внутреннему контролю. Вся эта сложная система помогает людям сосуществовать в виде больших и малых социальных групп, развиваться и меняться. Именно общество дает каждому из нас возможность стать «полноценным человеком».
Для подтверждения моего мнения я бы хотела обратиться к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения - нигилист Базаров. Его мировоззрение сильно отличается от общепринятых ценностей и идеалов, он представляет собой новое поколение с совершенно радикальными идеями. Он не только отрицает ценность культуры, искусства, художественной литературы, он также отрицает и привычные способы взаимодействия людей, отрицает восприятие мира через чувства и эмоции. Автор произведения акцентировал внимание на том, что хоть Базаров и представляет собой «нового» человека, он не найдет себе место в мире, пока не научится соблюдать условные общественные правила. Смерть героя символизирует несостоятельность идей персонажа, читатель приходит к выводу, что общество жизненно необходимо человеку.
Вспомним российскую систему законодательства, включающую в себя уголовный кодекс, согласно которому человек, совершивший тяжкое преступление, должен нести юридическую ответственность в виде лишения свободы. Таким образом, преступника изолируют от общества, находиться в одиночестве - высшая степень наказания для человека.
Размышляя над высказыванием Дидро, я пришла к выводу, что человек не сможет прожить без общества, потому что только в окружении людей он может реализовать все биологическое и социальное, что в нем заложено.

"Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря" (Д. Дидро)


Основной темой данного высказывания является роль общества в формировании и развитии личности. Д. Дидро хочет сказать, что жизнь человека невозможна и не мыслима без социума, так как именно благодаря ему, человек может развиваться и стать его же частью; а тот человек ,живущий вдали от общества – это вовсе не человек, а дикое существо, не способное мыслить и говорить.
Чтобы лучше раскрыть мысль автора, перейдем к теоретической части. Что из себя вообще представляет понятие «общество»? В широком смысле под ним подразумевается обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия  людей и формы их объединения. Также можно сказать, что это всё человечество во всём его культурном многообразии. В узком же смысле общество – это совокупность людей, объединенная для совместной деятельности (это может быть рабочий коллектив, спортивная команда, школьный класс и т.д.) Именно общество играть большую роль в становлении индивида личностью. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех биологических черт и качеств.  Личность же – это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий  совокупностью социально значимых свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Ну а процесс становления индивида личностью называется социализацией. Она начинается с самого рождения человека и заканчивается с его смертью. В этом процессе человеку помогают, так называемые,  «агенты социализации». Агентами социализации называют  людей или группу людей, социальные институты, оказывающие воздействие на социализацию индивида. К ним, в первую очередь, относят семью, потому что именно она осуществляет первичную социализацию ребенка, именно родители закладывают в ребенка «фундамент», который в его последующей жизни поможет ему стать полноценной личностью. Вторичную социализацию осуществляют такие социальные институты как образовательные организации, государство, СМИ, армия, церковь и т.д. Они же уже выполняют определенный общественный заказ. К примеру, школа осуществляет функцию целенаправленной передачи новым поколениям знаний, накопленных предшествующим поколением.
Чтобы доказать правильность слов Д. Дидро, приведу пример из общественной жизни современного общества.  Так, в 2008 году в Санкт- Петербурге органами опеки и попечительства были обнаружены две сестры – Лена и Варя, 4 и 6 лет. Они никогда не ели горячей пищи, до сих пор не умели говорить, благодарность выражали как собаки – пытались лизать руки. Родители девочек, не уделяли им никакого внимания, т.к. были алкоголиками со стажем. Младшая сестра молчала, старшая могла невнятно выговорить лишь несколько коротких слов: «Катя» и «аф-аф». Соцработники предполагали, что «Катя» - это кукла, «говорившая» девочке своё имя, а «аф-аф» - результат общения с жившими в комнате собаками. К большому сожалению, таких случаем множество не только в нашей стране, но и в других странах. Таким образом, это пример показывает нам, что изолированный от общества человек никогда не может стать личностью и развить в себе человеческие способности.
В качестве ещё одного примера приведу смоделированную ситуацию. Мальчик Паша с 5-летнего возраста начал интересоваться музыкой. Заметив талант сына, родители решили отдать его в музыкальную школу. Там мальчик научился играть на множестве разных инструментов и красиво петь, кроме этого обрёл  много друзей, которые постоянно размышляли на разные интересные темы, включая музыку. Через 15 лет Паша уже стал известен на весь мир и начал устраивать гастроли в разных точках мира, а часть полученного дохода переводил в благотворительные фонды. Таким образом, этот пример ещё раз показывает нам, что человек может развить и раскрыть свои таланты, стать личностью только живя в обществе.
Подводя итог вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что Дидро был абсолютно прав. Действительно, «человек создан, чтобы жить в обществе», так как именно в нем он образуется и развивается. Вне социума он уже не человек, а «дикий терновник среди пустыря».