В данной цитате
высказывается идея о том, что человек
сразу не рождается личностью, а становится ей в ходе социализации.
Рассмотрим
теоретические положения. Человек рождается индивидом, то есть единичным
представителем человеческого рода, носящим совокупность биологических и
психосоциальных качеств. Далее, начинается процесс социализации - усвоение
индивидом социального опыта, необходимого для успешной интеграции индивида в
общество. Стоит отметить, что социализация длится всю жизнь человека.
Существует первичная и вторичная социализация. Институтами первичной
социализации являются семья, школа, друзья, родственники и т.д. А институтами
вторичной социализации являются трудовой коллектив, армия, государство, СМИ,
политические партии и др. Благодаря социализации индивид становится личностью,
т.е приобретает совокупность социально значимых качеств, формирующихся в
процессе общественной жизни. Итак, докажу все вышесказанное примерами.
Первый аргумент
приведу из истории России. В детстве, когда Александр 1 был еще ребенком, он
был отдан на воспитание его бабушке – Екатерине 2. Она прилагала все усилия для
того, чтобы Александр 1 вырос умным и воспитанным человеком – настоящей
личностью. Для этого она пригласила самых видных
учителей, которые занимались с Александром. Благодаря этому Александр 1 познал
основы многих наук и самое важное, социальные нормы, которые необходимо
выполнять любому члену общества. Вследствие этого он и стал одним из великих
императоров России. Этот пример доказывает, что стать личностью человек может
только в процессе социализации.
Второй аргумент
приведу из СМИ. Однажды я прочитала в газете статью о ребенке-«маугли»,
которого сразу после рождения мать выкинула в лес. Этот случай вызвал большой
общественный резонанс. Когда люди случайно нашли этого ребенка в лесу, то они
ужаснулись: он не умел разговаривать, в его поведении были заметны повадки
животных. В таком случае, то есть при нахождении в лесу, где нет людей,
невозможна социализация. Совершенно понятно, что ребенок не социализирован,
поэтому он даже не умеет разговаривать. Этот пример показывает, что без
воздействия окружающих людей на человека, он не сможет стать личностью.
Таким образом, автор
высказывания был прав. Человек рождается индивидом, а становится личностью в
процессе социализации.
"Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть" (К. Гельвеций)
"Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть" (К. Гельвеций)
В данном высказывании автор говорит нам
о процессе развития человека, о том, что только в процессе развития человек
становится тем, кого именуют «человеком». Гельвеций говорит о процессе
становления личности, обретения индивидуальности, в ходе которой мы становимся
полноценными элементами социума.
Давайте подумаем, что же такое «человек»?
Он – биосоциальное существо. В самом начале, при рождении, он – индивид –
единичный представитель человеческого рода. Понятие «индивид» обозначает собой
биологическое начало человека, его физические особенности и характеристики.
Далее, в процессе социализации, человек становится личностью – индивидом с
набором социально значимых качеств. После чего человек обретает
индивидуальность, то есть у него появляются неповторимые, уникальные свойства,
которые отличают его от других.
Например, в книге «Мартин Иден» Джека
Лондона главный герой в процессе повести обзаводится яркой индивидуальностью.
Он влюбляется в девушку и пытается выбиться в общество. Из простого моряка
становится образованным юношей, который выражает свои мысли на бумаге, пишет
повести и предпочитает среди различных учений эволюционный подход Спенсера,
отстаивает свою точку зрения. В течение книги мы наблюдаем обретение
индивидуальности, которая делает Мартина уникальным молодым человеком.
Или, например, на РЕН ТВ в одном из
эфиров речь шла о подростке, которого нашли в безлюдных лесах. Он был лишь
индивидом – обладал набором физических качеств, но совершенно не знал, как
вести себя в обществе, не умел разговаривать, вел себя, как животное. Спустя
некоторое количество времени, которое он провел в учреждении, где его окружали
люди, нацеленные на его воспитание и уделяющие время его образованию в
различных сферах, этот подросток стал личностью. Врачи и учителя узнали, что он
добрый и всегда помогал животным, попавшим в капканы охотников, что он любит
общаться и веселиться.
Таким образом, мы видим, что на
различных этапах своего развития человек проходит разные стадии. Очень многое
зависит от того, в какой обстановке он растет и воспитывается. Самое важное для
нас в процессе жизнедеятельности – пройти все эти стадии и стать «человеком» в
том смысле слова, в котором его употребляет Гельвеций.