Основной идеей данного высказывания является
сущность моральных норм. К. Маркс хочет сказать, что моральные нормы никак
нельзя сделать в виде общеобязательных и формально установленных законов, так
как они возникают на основе общественного мнения, которое имеет бесконечный
исторический характер. Можно заставить человека выполнят законы, а вот быть
честным, милосердным и совестливым человек решает сам.
Чтобы лучше раскрыть сущность
высказывания Карла Маркса, обратимся к
теоретической части. Как нам известно, моральные нормы – это один из видов социальных
норм, правила и образцы поведения, которые регулируют общественную жизнь с
позиций гуманизма, добра и справедливости. Социальными нормами называют
определённые правила и образцы соответствующего ожидаемого поведения, которые
выступают регулятором действий и поступков людей в социальных группах. Кроме
моральных норм выделяют также нормы правовые, религиозные, эстетические,
корпоративные и т.д. Сравним правовые и моральные нормы. Правовые нормы
являются общеобязательными для исполнения, они формально-закреплёны в нормативно-правовых
актах и установлены государством. Примером нормативно-правого акта является
закон. Закон – это НПА, принятый высшим законодательным органом власти или
референдумом, обладающей высшей юридической силой и имеющий общеобязательный
характер. Моральные же нормы не обязательны для исполнения, не имеют
формально-закреплённый вид, и строятся они на силе общественного мнения. Мы
видим, что эти нормы (правовые и моральные) сильно отличаются, однако у них
имеется общая функция – регулирование и стабилизация общественной жизни. Также,
хотелось бы отметить, что моральные нормы формируются в человеке ещё с детства,
при помощи такого социального института как семья. Семья – это группа людей,
основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта,
бюджета и взаимной правовой и моральной ответственностью. Именно в семье
строятся моральные основы ребёнка,
именно семья учит ребёнка отличить добро от зла.
В качестве примера приведу смоделированную
ситуацию. В семье Ивановых родители с детства приучили своих детей уважать и
помогать старшему поколению, не врать и не брать чужие вещи. Благодаря чему их
дети выросли очень воспитанными и добрыми людьми. Таким образом, этот пример
показывает нам, что нормы морали формируются в человеке ещё с самого раннего детства, поэтому государству уже никак не
получится навязать их человеку.
В качестве ещё одного примера приведу произведение
А.Н. Островского «Гроза». Здесь Катерина, уважающая, но не любящая своего мужа,
изменила ему с Борисом. Но благодаря своим моральным качествам она смогла
признаться ему (своему мужу) об этом. Конечно, за измену Катерину никто не
привлечёт к юридической ответственности, однако найдутся люди, которые всё-таки
будут упрекать и осуждать её за это действие, т.к. каждый человек имеет свою
точку зрения, свои моральные принципы и правила. Таким образом, данный пример
показывает нам, что моральная сила не создаётся государством или законами, она
исходит от самого человека, от его жизненных представлений.
Таким образом, можно с уверенностью
утверждать, что К.Маркс был абсолютно прав. Действительно, государство не может
создать моральные нормы, т.к. они возникают в человеке сами, благодаря
различным социальным группам и институтам.
"Моральную силу невозможно создать параграфами закона" (К. Маркс)
"Моральную силу невозможно создать параграфами закона" (К. Маркс)
В своём высказывании К. Маркс имел в виду то, что мораль,
в отличие от закона, не может быть общеобязательной. Иными словами, человек сам
решает, следовать ли ему моральным нормам. Никто, в том числе и государство, не
способен принудить его к их выполнению.
Действительно, в обществознании мораль – это совокупность
особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к
другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде. Смысл морали воплощён
в её «золотом правиле»: поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы,
чтобы он поступал по отношению к тебе. Она состоит из категорий, принципов,
норм. Мораль выполняет следующие функции: регулирующую, познавательную,
воспитательную, оценочную. Наряду с её нормами существуют правовые нормы,
которые закреплены в нескольких источниках, среди которых – закон, т. е. нормативный правовой акт,
принимаемый путём референдума или законодательным органом РФ, регулирующий
наиболее значимые общественные отношения. Они отличаются своей
общеобязательностью, формальностью, связью с государством и гарантией
принуждения.
В доказательство приведу пример из просмотренного
сериала. Эртугрул, вождь племени Кайи, спас от смерти раба и выкупил его,
несмотря на непростое положение своего народа. При этом он освободил несчастного,
ничего не требуя взамен. Эртугрул не обязан был это делать, но не смог
поступить иначе. Значит, моральная сила не исходит от закона, а зависит от воли
самого человека.
Другим примером может служить смоделированная ситуация. Представим,
что отец и мать воспитывали двух своих сыновей в соответствии с моральными
нормами. Они надеялись, что дети станут хорошими людьми и не потеряют
собственного достоинства. Но сыновья выросли, и каждый выбрал свой путь. Один
из них жил не только ради себя, но и других. Так, он не мог пройти мимо
бездомного животного, не покормив его. Другой сын, наоборот, не придавал значения
подобным поступкам. Следовательно, человек сам выбирает, руководствоваться ли
ему моралью.
Таким образом, мысль К. Маркса верна. Мораль неподвластна
«параграфам закона».